GMP как элемент обеспечения качества, безопасности и эффекти

Russian Federation
Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

GMP как элемент обеспечения качества, безопасности и эффекти

Сообщение News » 10 июн 2014 21:36

А.Н. ВАСИЛЬЕВ, д.б.н., Е.В. ГАВРИШИНА, к.м.н., Р.Р. НИЯЗОВ, к.м.н., Центр экспертизы и контроля готовых
лекарственных средств ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России,
Л.В. КОРНЕЕВА,ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России
С 1 января 2014 г. вступила в силу норма об обязательном соблюдении производителями лекарственных препаратов правил организации и контроля ЛС. Новые требования находятся в стадии разработки, идет интенсивная нормотворческая деятельность. При создании отечественной системы рекомендуется учитывать зарубежный опыт. В статье дан обзор системы надлежащей производственной практики Европейского союза.
Введение
Начало 2014 г. было ознаменовано долгожданным введением требования об обязательном соблюдении правил производства и контроля качества ЛС, что является очередным этапом в обеспечении высокого качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов, применяемых в РФ. Вступление в силу соответствующей нормы закона положило начало новому этапу обращения ЛС в нашей стране, приблизив его еще на один шаг к общемировой практике. В настоящей статье представлен обзор юридической и административной практики ЕС, который характеризует то, что предстоит сделать в будущем, чтобы это требование заработало в полную силу и надежно служило интересам российского общества.
Определение
Под надлежащей производственной практикой понимается часть системы обеспечения качества, направленная на обеспечение однородного производства и контроля препаратов согласно стандартам качества, соответствующим целевому назначению этих препаратов[1].
Цель и задачи
Цель надлежащей производственной практики — обеспечить однородный, постоянный процесс производства и его контроль, позволяющие получать фармацевтические субстанции, готовые препараты, промежуточные продукты, вспомогательные вещества и другие материалы, используемые в производстве лекарственных препаратов, такого качества, которое соответствует заданным стандартам.
Сами стандарты являются производными от некоторого процесса, который и приводит к созданию таких стандартов, т. е. они вторичны. Это классический пример зависимости качества лекарственного препарата от его безопасности и эффективности. Стандарты задаются в ходе разработки лекарственных препаратов путем проведения фармацевтических, доклинических и клинических исследований, в рамках которых выбираются оптимальные показатели качества фармацевтической субстанции и готового препарата, обеспечивающие наибольшую безопасность и эффективность лекарственного препарата при заданных показаниях к применению, лекарственной форме, дозировке, пути введения, режиме дозирования и длительности применения. Некоторые стандарты, казалось бы, являются сугубо фармацевтическими, например правила стерилизации, проведения определенных аналитических испытаний (формольное титрование и др.), однако в основе валидации этих стандартов также лежали методы проверки на живых системах, в т. ч. на человеке.
Задача надлежащей производственной практики — разработка и соблюдение правил, позволяющих однородно и на постоянной основе производить лекарственные препараты заданного качества при непрерывном их совершенствовании, учитывающем научный и технический прогресс.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовая база, регулирующая надлежащую производственную практику, включает юридические и научные аспекты. В РФ юридические аспекты, узаконивающие надлежащую производственную практику, а также регулирующие производство лекарственных препаратов в целом, содержатся в ст. 45 федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее -- Закон); совокупный объем регулирующих норм пока не превышает одной страницы [2 ], но в будущем он, несомненно, увеличится. Импорт (называемый в отечественном законодательстве ввозом на территорию РФ) ЛС, тесно связанный с правилами их производства и контроля качества, пока также достаточно слабо урегулирован [2, 3 ], но надвигающаяся активизация регулирования этой сферы также очевидна.
Научные же аспекты производства приводятся в приказе Минпромторга России от 14 июня 2013 г. №916 «Об утверждении правил организации производства и контроля качества лекарственных средств» [ 4]; правила эти являются почти дословным переводом европейских руководств по надлежащей производственной практике [5] с заменой некоторых терминов отечественными эквивалентами. Это соответствует задачам, отраженным в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (Фарма-2020) [ 6].
В основу отечественных правил надлежащей производственной практики положена научная модель GMP, принятая в ЕС, юридические основы производства и импорта которого установлены Директивой 2001/83/EC Европейского парламента и Совета от 6 ноября 2001 г. о кодексе Сообщества о лекарственных препаратах для медицинского применения [7 ] (производство, импорт и дистрибуция лекарственных препаратов для медицинского применения регламентируются 46 статьями упомянутой директивы). Кроме того, производство и импорт исследуемых лекарственных препаратов для медицинского применения, т. е. не зарегистрированных и применяемых в рамках клинической разработки, регламентируются Директивой 2001/20/EC Европейского парламента и Совета от 4 апреля 2001 г. о согласовании законов, норм и административных положений стран-членов по введению надлежащей клинической практики при проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения [8].
В развитие норм, указанных в директивах 2001/83/EC и 2001/20/EC, и на основании их прямого требования (абз. 1 ст. 47 и ч. 1 ст. 13 соответственно) была принята Директива Комиссии 2003/94/EC от 8 октября 2003 г., закладывающая принципы и руководства надлежащей производственной практики в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения и исследуемых лекарственных препаратов для медицинского применения [1].
Юридические требования
Основные различия между надлежащей практикой ЕС и соответствующими правилами России заключаются в том, что в ЕС все аспекты, так или иначе затрагивающие производство лекарственных препаратов, очень подробно урегулированы на высшем законодательном уровне. Это представляется уместным, поскольку от качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов зависит жизнь и благополучие миллионов людей. Наличие однозначного и понятного юридического оформления требований к соблюдению научных принципов и руководств по надлежащей производственной практике снимает множество вопросов, которые так часто возникают в отечественной сфере обращения ЛС в связи с недостаточной правовой регламентацией действий тех или иных субъектов права. Вместе с тем очевидно, что в России в настоящее время имеется положительная тенденция в регулировании этой области.
Итак, законодательством ЕС предъявляются четкие требования к лицензированию производства и импорта (в т. ч. подробное описание процессуальных норм, связанных с лицензированием), а также к постоянному и непрерывному соблюдению требований к условиям лицензирования (до тех пор, пока продолжается операционная деятельность) (ст. 40--45 Директивы 2001/83/EC).
Очень важно, что на производителя налагается обязанность сотрудничать исключительно с поставщиками и подрядчиками, работающими в соответствии с принципами и правилами надлежащей производственной практики (при этом такие производители и подрядчики должны быть занесены в специальный реестр уполномоченного органа), а также информировать уполномоченные органы о любых подозрениях на фальсификацию продукции (ст. 46 Директивы 2001/83/EC).
Предъявляются специальные требования к упаковке и маркировке, направленные на борьбу с фальсификацией (ст. 47).
Вводится институт квалифицированных (физических) лиц, берущих на себя юридическую (вплоть до уголовной) ответственность за качество выпускаемой и импортируемой продукции и соответствие ее условиям регистрации. Поскольку опыт и навыки таких лиц играют решающую роль в подтверждении качества, устанавливаются жесткие законодательные требования к их квалификации. Исполнение обязанностей квалифицированным лицом регулируется не только трудовыми правоотношениями с работодателем (производителем), они также являются объектом административного регулирования со стороны уполномоченного органа (ст. 48--52 Директивы 2001/83/EC).
Кроме того, уполномоченный орган наделяется достаточно большими правами (в т. ч. правом налагать санкции), позволяющими ему отслеживать всестороннее соблюдение производителями всех законодательных требований, что обеспечивает надежную охрану общественного здоровья.
Научная основа
Научной основой принципов и правил надлежащей производственной практики в ЕС служит свод руководств, а также приложения к ним, подробно регламентирующие все технические и документационные требования к производству лекарственных препаратов для медицинского применения [5]. Эти руководства, несмотря на то что в них содержатся научные требования, являются юридически обязывающими, поскольку напрямую упоминаются в высших законодательных актах ЕС [9]. Обязанность написания этих документов возложена на Европейскую комиссию (ЕК) [7]. Важной особенностью, характерной для всего законодательства ЕС, регулирующего научные и технические сферы экономической деятельности, включая обращение ЛС, является правовое закрепление необходимости обновления научных и технических требований в соответствии с текущими достижениями научно-технического прогресса [7, 8]. Субъектом права, осуществляющим подобную адаптацию, как правило, является ЕК. Юридическим инструментом, позволяющим контролировать подобный «маневр» и не допускающим злоупотребления правом со стороны ЕК (без ненужного привлечения высших законодательных и представительных органов ЕС), является Постановление (EU) №182/2011 [10 ]. Подобная система позволяет своевременно реагировать на вызовы нашего быстроменяющегося мира. К примеру, уже после того, как были переведены и утверждены Минпромторгом России отечественные правила, ЕК пересмотрела часть руководств, а в отношении другой части запустила процедуру пересмотра [5].
Признание и взаимное признание
Ни одна страна мира, в силу различных причин, не может всецело обеспечить себя всеми лекарственными препаратами, необходимыми для удовлетворения нужд здравоохранения. В связи с этим каждой стране приходится сотрудничать с другими субъектами международного права для получения необходимых исходных материалов, сырья, промежуточных продуктов, вспомогательных веществ, фармацевтических субстанций или готовых препаратов.
Одним из условий соблюдения принципов и правил надлежащей производственной практики является проведение регулярных (не реже одного раза в 3 года) инспекций уполномоченным органом страны. Вместе с тем очевидно, что ни одна организация не способна справиться с таким количеством объектов, подлежащих проверке. В связи с этим за рубежом, в т. ч. и в ЕС, развита практика признания и взаимного признания одной страной соответствия производства другой страны принципам и руководствам надлежащей производственной практики.
Так, по запросу страны, не являющейся страной-членом ЕС, ЕК оценивает, позволяют ли регуляторная система такой страны, применяемая в отношении экспортируемых в ЕС фармацевтических субстанций, и существующий контроль и меры государственного принуждения к соблюдению требований обеспечить уровень защиты общественного здоровья, эквивалентный таковому в ЕС. Если оценка подтверждает такую эквивалентность, ЕК принимает решение о включении этой страны в специальный перечень. Оценка выражается в обзоре соответствующей документации, и если не достигнуты договоренности между Союзом и экспортирующей страной, позволяющие удостовериться, что производитель лекарственного препарата применяет стандарты надлежащей производственной практики, по меньшей мере эквивалентные установленным в ЕС, а также, что в экспортирующей стране каждая промышленная серия проходит полный качественный и количественный анализ, по меньшей мере всех фармацевтических субстанций, и все прочие испытания и проверки, необходимые для обеспечения качества лекарственных препаратов в соответствии с требованиями к регистрации, то такая оценка включает обзор регуляторной системы этой страны на месте и при необходимости проведение экспериментальных инспекций одной или более производственных площадок фармацевтических субстанций этой страны. При оценке особое внимание уделяется:
(a) правилам надлежащей производственной практики страны;
(b) регулярности инспекций с целью проверки соблюдения надлежащей производственной практики;
(c) эффективности принудительных мер по соблюдению надлежащей производственной практики;
(d) регулярности и быстроте предоставления сведений страной, не входящей в ЕС, о нарушающих производителях фармацевтических субстанций.
Порядок оценки регуляторной системы стран, не являющихся членами ЕС, со стороны ЕК приведен в Реализационном решении Комиссии 2013/51/EU [11 ].
Кроме того, при наличии договоренностей между ЕС и экспортирующей страной квалифицированное лицо производителя вправе не проводить сплошной контроль импортируемой продукции, если зарубежный производитель лекарственного препарата применяет стандарты надлежащей производственной практики, по меньшей мере эквивалентные установленным в ЕС, и имеется подтверждение, что в экспортирующей стране осуществляется надлежащий контроль качества.
В России на сегодняшний день меры по признанию и взаимному признанию зарубежных принципов и правил надлежащей производственной практики пока не приняты, что может существенно затруднить воплощение нормы о необходимости соблюдения правил организации производства и контроля качества ЛС.
Инспекции и инспектораты
Инспекция -- это выездная оценка производственных объектов в целях выяснения, соблюдаются ли на них принципы и руководства надлежащей производственной практики [12 ]. Иными словами, инспекция -- это метод обеспечения соблюдения законных требований путем проведения проверки деятельности производителя на месте с привлечением представителей уполномоченного органа в сфере обращения ЛС.
В России инспекторат GMP, под которым понимается национальный орган, ответственный за координацию и проведение инспекций GMP, включая инспекции производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов, пока не создан; соответствующие юридические полномочия, кадровые ресурсы и материально-техническая база (т. е. необходимая инфраструктура для такого рода деятельности) находятся на этапе подготовки.
Мы считаем, что здесь следует воспользоваться опытом ЕС, где эти вопросы достаточно подробно освещены в фармацевтическом законодательстве. Согласно законодательству ЕС, как производители, находящиеся в Союзе или странах, не входящих в ЕС, так и оптовые дистрибьюторы, распространяющие лекарственные препараты для медицинского применения на территории ЕС, подлежат регулярным инспекциям.
Уполномоченные органы стран-членов имеют систему надзора, предусматривающую проведение инспекций с необходимой частотой помещений производителей, импортеров или дистрибьюторов фармацевтических субстанций, расположенных на их территории, и эффективный последующий их контроль [13 ]. Важно подчеркнуть, что частота инспекций определяется не только общими требованиями (не реже 1 раза в 3 года), но и особенностями самого производства -- чем выше риск несоблюдения (по любым причинам, как объективным, так и субъективным) правил и руководств соответствующих практик, тем выше частота инспекций.
Всякий раз, когда уполномоченный орган сочтет, что имеются основания подозревать несоблюдение законных требований, включая принципы и руководства надлежащей производственной практики и надлежащих дистрибьюторских практик, он вправе провести инспекции помещений производителей и дистрибьюторов фармацевтических субстанций, находящихся в странах, не являющихся членами ЕС, а также производителей или импортеров вспомогательных веществ.
Помимо инспекций по требованию уполномоченного органа отдельной страны-члена, инспекции могут также проводиться в Союзе и странах, в него не входящих, по запросу любой страны -- члена ЕС, ЕК или Европейского агентства по лекарственным средствам (EMA). Кроме того, инспекции могут проводиться в помещениях владельцев регистрационных удостоверений. По специальному запросу производителя уполномоченный орган заинтересованной страны-члена вправе проводить инспекции производителей исходных материалов.
При этом представители уполномоченного органа, проводящие инспекции (инспекторы), наделяются следующими правами:
• инспектировать производство и коммерческие предприятия производителей лекарственных препаратов, фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ, а также любые лаборатории, привлеченные владельцем лицензии на производство, в целях проведения проверок;
• забирать образцы, в т. ч. в целях проведения независимых испытаний официальной лабораторией по контролю лекарственных средств или лабораторией, выбранной страной-членом для этих целей;
• проверять любые документы, относящиеся к объекту инспекции.
Методической базой проведения инспекций (включая термины и определения, описание процедур, обучение, формы проверки, формы сертификатов, уведомления, разрешения и оповещения и т. д.) служит Сборник процедур Сообщества по инспекциям и обмену информацией, составляемый совместно ЕК и EMA и регулярно обновляемый (на сегодняшний день содержит 221 страницу) [14 ]. По итогам проверки принимается решение о выдаче сертификата или необходимости приведения условий производства в соответствие принципам и правилам надлежащей производственной практики. В последнем случае, в зависимости от тяжести нарушений, может последовать остановка производственного процесса и (или) изъятие лекарственного препарата (иного материала) из оборота.
Обмен информацией
Важным звеном в системе регулирования обращения ЛС в целом и в области обеспечения соблюдения принципов и руководств надлежащей производственной практики является широкий обмен информацией между субъектами права, и в первую очередь между уполномоченными органами. Такая система позволяет быстро получать сведения о соответствии производителей законным требованиям, оповещать общественность, других производителей, уполномоченные органы о нарушениях, браке, приостановлении или прекращении лицензий, сроках наступления очередных проверок и т. п.
Законодательством ЕС предусмотрена специальная база данных (EudraGMDP), в которой содержатся сведения о лицензированных уполномоченными органами ЕС производителях, импортерах и дистрибьюторах лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций, располагающихся в ЕС и вне его пределов; выданных сертификатах GMP; несоответствии производителей, импортеров или дистрибьюторов принципам и руководствам надлежащей производственной практики. Базу от имени Союза ведет EMA, она доступна публично [15 ]. Согласно этой базе данных, на сегодняшний день уполномоченными органами ЕС восемь российских производственных площадок признаны соблюдающими принципы и руководства надлежащей производственной практики.
Важным аспектом обмена информацией, помимо ведения единой базы данных, является обязанность каждого уполномоченного органа страны -- члена ЕС уведомлять уполномоченные органы остальных стран-членов, а также EMA и ЕК о выявленных ими несоответствиях, а также о принятых мерах. Это позволяет определить степень общественной опасности выявленных нарушений, оценить масштаб и уровень требуемого регуляторного вмешательства и координировать будущие действия. Важность этого объясняется стиранием границ между странами и свободным перемещением товаров.
Кроме того, в ЕС действует система, позволяющая не допускать попадания к пациентам лекарственных препаратов, подозреваемых в потенциальной угрозе здоровью, и получать и обрабатывать уведомления о вероятной фальсификации, а также подозреваемом браке лекарственных препаратов. Эта система также позволяет отзывать лекарственные препараты владельцами регистрационных удостоверений или на основании решения уполномоченных органов изымать лекарственные препараты из оборота у всех участников канала поставок как в рабочее, так и в нерабочее время. Она также позволяет отзывать в случае необходимости при содействии работников здравоохранения лекарственные препараты у пациентов, уже их применяющих.
В России такая единая система информирования пока отсутствует, ее создание позволит в будущем существенно улучшить регулируемость этой сферы.
Непрерывное совершенствование и обновление
Развитие науки и техники не стоит на месте, постоянно совершенствуется и появляется новая производственная и аналитическая методология. То, что вчера накладывало ограничения на те или иные аспекты контроля качества лекарственных препаратов, сегодня легко решается. Например, еще недавно аналитическая методология не позволяла достоверно обнаруживать и определять количественно ничтожные (нано-, пико-, фемтомолярные и т. д.) концентрации веществ в матрицах; на сегодняшний день ускорительная масс-спектрометрия позволяет обнаруживать зептограммы (10-21 г) материала, что примерно сопоставимо с одной каплей воды в океане [16 ]. Современные достижения в производстве биореакторов позволили получить высокопроизводительные системы, позволяющие получать большие объемы биотехнологических лекарственных препаратов при меньших вложениях [17 ].
В связи с этим в целях обеспечения высокого уровня качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов регулирование и администрирование сферы, в которой постоянно происходят изменения, также должно постоянно пересматриваться и обновляться. Этому аспекту в законодательстве ЕС уделяется особое внимание, поэтому во многих нормах, регулирующих высокоизменчивые и быстроразвивающиеся сферы, к коим относится обращение ЛС, предусмотрена регулярная их оценка и обновление (см., например, ч. 4 ст. 59 Директивы 2001/83/EC).
Кроме того, на законодательном уровне закрепляется необходимость регулярного анализа эффективности законодательных мер. Так, абз. 2 ч. 3 ст. 118a Директивы 2001/83/EC на ЕК накладывается обязанность анализа эффективности санкций за нарушение законодательства в сфере обращения ЛС с представлением соответствующего отчета Европейскому парламенту и Совету.
Помимо законодательно закрепленной необходимости совершенствования юридических норм, предусмотрено и непрерывное обучение самих инспекторов. Постулируется наличие высоких профессиональных навыков у инспекторов в области управления обеспечением качества, производственных процессов, в сфере контроля и дистрибуции лекарственных препаратов (в т. ч. применяемых в клинических исследованиях), а также в области инспекционной методологии. Квалификация инспекторов предпочтительно должна быть не ниже уровня знаний и навыков квалифицированных лиц, требования к которым описаны выше. Кроме того, они должны разбираться в фармацевтическом законодательстве, текущих руководствах и стандартах, затрагивающих надлежащую производственную практику и смежные области. Новые инспекторы начинают свою деятельность под патронатом опытных коллег, а последним вменяется в обязанность проходить регулярное обучение. Каждый инспектор должен тратить в среднем не менее 10 дней в год на самосовершенствование [14].
Надлежащая производственная практика и регистрационные процедуры
Чтобы понять, как соотносятся производство лекарственных препаратов в соответствии с GMP и регистрационные процедуры, необходимо взглянуть на жизненный цикл лекарственного препарата в целом.
В соответствии с современными подходами лекарственный препарат, в т. ч. фармацевтическую субстанцию, начинают производить в соответствии с GMP на этапе передачи вновь открытого вещества в доклиническую разработку в целях подтверждения его безопасности [16]. Это позволяет в числе прочего квалифицировать профиль примесей [18,19 ]. При этом по мере получения данных доклинических и клинических исследований предъявляются все более четкие и строгие требования к качеству фармацевтической субстанции и готового препарата, а производственный процесс подвергается все большему совершенствованию и стандартизации.
Впоследствии полученные технические параметры документируются, вносятся в досье и представляются уполномоченному органу в качестве условий регистрации. Основным критерием отбора параметров качества, производства и контроля является обеспечение получения наиболее безопасного и эффективного лекарственного препарата (что должно быть подтверждено полным комплексом доклинических и клинических исследований).
В ЕС при подаче досье на регистрацию Комитет по лекарственным препаратам для медицинского применения вправе назначить предрегистрационную инспекцию GMP. Выделяются две основные цели такой инспекции: 1) верификация соблюдения принципов и руководств надлежащей производственной практики ЕС и (или) 2) уточнение практических вопросов, касающихся лекарственного препарата или производственного процесса, возникающих в процессе научной экспертизы [20,21]. Впоследствии в ходе инспекции проверяется соблюдение не только требований надлежащей производственной практики, но также и условий регистрации. Все найденные расхождения с регистрационным досье трактуются как нарушение обязательства производителя/владельца регистрационного удостоверения о своевременном уведомлении уполномоченного органа об изменении методов производства лекарственного препарата и его контроля, что влечет наложение соответствующих санкций.
Практическая значимость вышеизложенного для производителей, реализующих свою продукцию в России, заключается в том, что любые изменения регламента процесса производства и (или) его контроля требуют внесения изменений в регистрационное досье, поскольку инспекция GMP может проверить как соблюдение принципов и руководств надлежащей производственной практики, так и соответствие фактического производства и его контроля условиям регистрации (регистрационному досье) [22,23]. Таким образом, уполномоченному органу должно представляться исчерпывающее описание всего процесса производства и его контроля (как это происходит во всем мире), вплоть до используемого оборудования и параметров его работы, а не краткое описание производственного регламента [24], не позволяющее отследить критические этапы конкретного производственного процесса.
Санкции
В целях придания регулирующим нормам полной силы они подкрепляются соответствующими правовыми санкциями, достаточными для их соблюдения. Поскольку правонарушения в сфере обращения ЛС, как правило, могут существенно навредить общественным интересам, наказания в этой области в ЕС могут быть достаточно строгими, при этом их основным квалифицирующим признаком является степень общественной опасности.
Общий принцип применения санкций и их характер заложены в Директиве 2001/83/EC (ст. 118a): «страны-члены должны разработать санкции, применяемые при несоблюдении национальных требований, предусмотренные настоящей директивой, и принять все необходимые меры, обеспечивающие реализацию таких санкций. Санкции должны быть действенными, пропорциональными и разубеждающими. Такие санкции не должны быть менее суровыми, чем применяемые в национальном законодательстве в отношении нарушений, аналогичных по характеру и важности» [7]. Поскольку наказание за совершение правонарушений является преимущественно прерогативой отдельных стран-членов (а уголовное судопроизводство находится в исключительной компетенции отдельных стран-членов ЕС), конкретные санкции за несоблюдение фармацевтического законодательства, включая нарушения в области надлежащей производственной практики, предусмотрены в законодательстве каждой страны-члена (что также предписано Директивой 2001/83/EC).
Так, законодательством Федеративной Республики Германия в зависимости от состава, тяжести, общественной опасности и вредности правонарушений предусмотрено либо административное (за административные проступки), либо уголовное (за преступления) наказание [25]. Кроме того, применение такого наказания не освобождает виновных лиц от гражданско-правовой ответственности перед пострадавшими сторонами.
К административным наказаниям относятся [7, 25]:
1. Отказ в выдаче лицензии на производство/отказ в продлении лицензии на производство.
2. Отказ в выдаче сертификата GMP/отказ в продлении сертификата GMP.
3. Запрет на деятельность квалифицированного лица.
4. Приостановка производства или импорта.
5. Приостановка или отмена регистрации определенной категории лекарственных препаратов или всех препаратов, производящихся на производственной площадке.
6. Отзыв лекарственных препаратов из оборота, а также отзыв их у пациентов.
7. Административный штраф (до 25 тыс. евро).
8. Конфискация предметов, с помощью которых осуществлялось правонарушение.
К уголовным наказаниям относятся [25]:
1. Лишение свободы (при наличии отягощающих обстоятельств, таких как гибель людей, — на срок до 10 лет);
2. Уголовный штраф (без установления предельных размеров).
Наказания не носят взаимоисключающего характера, т. е. виновное лицо может быть приговорено к нескольким наказаниям.
Надлежащая дистрибьюторская практика
Надлежащая производственная практика призвана обеспечить производство лекарственных препаратов, соответствующих высоким стандартам качества. Однако важно не только произвести, но и доставить лекарственный препарат его адресату, сохранив путем соблюдения заданных требований к хранению и транспортировке все его полезные свойства.
В связи с этим оптовая дистрибуция лекарственных препаратов, под которой в ЕС понимаются все виды деятельности по заготовке, хранению, снабжению или экспорту, за исключением обеспечения лекарственными препаратами населения, также подвергается регулированию. Оптовая дистрибуция осуществляется производителями или их доверенными лицами, импортерами, прочими оптовыми дистрибьюторами или фармацевтическими работниками и лицами, уполномоченными или которым поручено снабжать лекарственными препаратами население в стране-члене ЕС.
Юридические требования к оптовой дистрибуции в целом схожи с требованиями, предъявляемыми к производству, включая лицензирование, внесение в реестр, однако имеются и свои особенности, как то: отслеживание поставщиков и грузополучателей, ведение документов о купле-продаже. Последние направлены на получение данных всей цепи поставок. Если продавцом лекарственного препарата является производитель или импортер, то оптовый дистрибьютор перед совершением сделки должен удостовериться в наличии лицензии на производство у своего контрагента.
Научные требования к условиям хранения и транспортировки при оптовой дистрибуции лекарственных препаратов для медицинского применения содержатся в руководствах по надлежащей дистрибьюторской практике (GDP), утвержденных ЕК [26]. Нормативно-правовой базой этого документа является все та же Директива 2001/83/EC (разд. VII). Соблюдение руководств по надлежащей дистрибьюторской практике обеспечивается соответствующим инспекторатом, который, как правило, входит в состав инспектората GMP.
Заключение
Таким образом, соблюдение правил надлежащей производственной практики при производстве лекарственных препаратов для медицинского применения является одним из условий обеспечения их высокого качества, безопасности и эффективности. Положительные тенденции в этой области, наметившиеся в связи с принятием федерального закона от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», необходимо развивать и поддерживать. Мы считаем, что при этом следует также принимать во внимание передовой зарубежный опыт, чтобы внедрить его с наименьшими усилиями, не повторяя при этом длительный и тернистый путь, который был пройден другими. Все это будет способствовать удовлетворению потребностей населения в качественных, безопасных и эффективных лекарственных препаратах, а также повысит конкурентоспособность отечественной продукции на международном рынке.

Ответить

Вернуться в «Российская Федерация»