Кабмин намерен регулировать цены на лекарства вручную

Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Кабмин намерен регулировать цены на лекарства вручную

Сообщение News » 23 авг 2014 18:31

Кабмин намерен регулировать цены на лекарства вручную

С 1 августа Государственная инспекция по контролю за ценами получит полномочия проверять экономическую обоснованность расчета оптово-отпускных цен на лекарства, которые закупаются за счет государственного и местного бюджетов. Соответствующее постановление Кабинет министров принял 2 июля, однако на сайте правительства его опубликовали только в конце прошлой недели.
От простого к сложному
Сейчас, чтобы участвовать в системе государственных закупок, поставщик должен декларировать оптово-отпускные цены в Министерстве здравоохранения. Для этого необходимо подать только декларацию, после чего в случае правильного оформления бумаг Минздрав в течение десяти дней издает соответствующий приказ.
С 1 августа этот механизм претерпит существенные изменения. Декларирование цен должно будет осуществляться с использованием механизма определения сравнительных (референтных) цен, установленных в стране производства препарата — Болгарии, Молдове, Польше, Словакии, Чехии, Латвии, Венгрии, Сербии и Украине. Заявленная при декларировании цена на лекарство не должна будет превышать среднеарифметическое значение оптово-отпускных цен на этот же препарат в этих странах.
После того как компания подаст в Минздрав необходимый пакет документов, министерство направит его в Госценинспекцию, которая будет готовить заключение об экономической обоснованности расчета оптово-отпускной цены на лексредство. Госценинспекция имеет право отказать в выдаче заключения — основанием для этого будет «формирование оптово-отпускной цены на лекарственное средство с нарушением требований данного порядка (декларирования цен. — «Капитал») или необоснованность изменения такой цены».
По данным профильного сайта Apteka.ua, в 2013 г. объем закупок лекарств в госпитальном сегменте рынка составил 5,75 млрд грн, что на 22,5?% больше, чем в 2012 г. В натуральном выражении закупки сократились на 2,7?% — до 160 млн упаковок. В денежном выражении в сегменте превалирует импорт — 54,3?% против 45,7?% у отечественных производителей. В натуральном выражении ситуация противоположная — 14,5?% против 85,5?%.
Дополнительные аргументы
Заявители могут столкнуться со сложностью в подаче справки о ценах в соседних странах. Для избежания недоразумений, Минздрав должен сам создать программу-базу с ценами в реферируемых странах и обновлять ее каждый квартал, предлагает председатель наблюдательного совета группы фармкомпаний «Лекхим» Валерий Печаев. «Откуда производитель в Лубнах знает что там продается в Литве», — негодует он. Печаев говорит, что производители должны будут взять из этой базы цены и на их основании подать документы на декларирование. «Я напишу, что в Польше 10 грн [за упаковку], а мне инспекция скажет, что 8. И мы будем с ними бегать друг к другу выяснять, пока не дашь им взятку и будет 10», — объясняет возможные последствия самостоятельной подачи справок Печаев. «Новое правительство ничем не отличается от старого — ни в подходах, ни в коррупции», — сокрушается исполнительный директор «Фармацевтической ассоциации» Виктор Чумак.
5,75 млрд грн в 2013 г. потратило государство
«С моей точки зрения, вероятность [коррупции] невысока, но сейчас сложно сказать», — говорит юрист юрфирмы Marchenko Danevych Леонид Чернявский. Дело в том, что порядок расчета цены должен будет утверждаться Минздравом и Минэкономразвития. В зависимости от того, насколько он будет ясным и однозначным, будет зависеть и роль Госценинспекции, объясняет он. «По-хорошему, эта роль должна просто сводиться к проверке калькуляции заявителя на предмет арифметических ошибок», — уверен Леонид Чернявский.
Вступления в силу нового порядка декларирования цен может сорвать проведение госзакупок лекарств. «По сути, уже сегодня декларировать цены нет возможности, потому что по старой процедуре Минздрав не успеет их задекларировать», — говорит Леонид Чернявский. Cоветник вице-премьера Александра Сыча Иван Сорока сообщил, что необходимый порядок расчета цен планируется принять до 1 августа.
Дмитрий Уляницкий

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Как стабилизировать цены на лекарственные средства?

Сообщение News » 06 сен 2014 18:37

Как стабилизировать цены на лекарственные средства?
Резкое изменение цен на лекарственные средства, обусловленное девальвацией гривни и введением НДС, вызвало резонанс в обществе. Напомним, что с 7 февраля 2014 г. Национальный банк Украины изменил курсовую политику и курс гривни по отношению к доллару США начал повышаться. Стремительный рост курса продолжался до середины апреля, и девальвация превысила отметку в 60%. 15 апреля 2014 г. Национальный банк Украины с целью стабилизации ситуации на межбанковском валютном рынке принял решение о временном отключении некоторых банков от Системы подтверждения соглашений. В результате снижение стоимости американской валюты в течении недели составило 13,5%. В последующие 4 нед курс повышался перманентно без резких колебаний, а с 20-й недели зафиксирована его относительная стабилизация. В условиях стабилизации курса на конец июня девальвация гривни по отношению к периоду, предшествовавшему девальвационным процессам, составила 48%. Однако 31 июля текущего года торги на межбанке открылись дальнейшим падением гривневого курса. На 14 августа текущего года девальвация гривни составляет 63,8%. Мы обратились к Денису Шевченко, директору Всеукраинской общественной организации фармацевтическая ассоциация «ФАРМУКРАИНА», с просьбой прокомментировать ситуацию.
— Денис, скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, чем обусловлена резкая девальвация гривни?
— Действительно, в течение нескольких последних месяцев граждане и предприятия Украины столкнулись с проблемой скачкообразного роста курса гривни по отношению к иностранным валютам. Одной из главных причин резкой девальвации гривни стали недальновидные действия Национального Банка Украины по рефинансированию избранных коммерческих банков без контроля за расходованием полученных средств. Как сообщают ведущие украинские СМИ и эксперты, гривня, полученная банками, хлынула на валютный рынок, спровоцировав дефицит и панику, необоснованный рост курса доллара и евро, резкое ограничение платежеспособности граждан и субъектов хозяйствования.
— Чем такая ситуация чревата для операторов фармрынка?
— Резкий рост курса больше всего бьет по отраслям, где зависимость от импорта товаров и услуг является критической. Одной из таких сфер является фармация. Так, каждая третья упаковка лекарств, реализованная в Украине, ввозится из-за рубежа. Более того, из почти 4 млрд дол. США, потраченных пациентами на препараты в прошлом году в аптечном сегменте, почти 3 млрд дол. были выплачены за импортные медикаменты. Не лучше обстоит дело и с отечественными лекарственными средствами. Несмотря на большой объем продаж и популярность среди населения, они также зависимы от курса валют, так как сырье для производства (in bulk и субстанции) украинские заводы все равно приобретают за рубежом.
Главные проблемы при непрогнозируемом росте курса возникают у дистрибьюторов лекарственных средств. Цепочка поставки зарубежных препаратов выстроена таким образом, что главные финансовые риски несет дистрибьютор. Покупая товар за рубежом с отсрочкой платежа, дистрибьютор отпускает его аптечным сетям с длинной отсрочкой до 45–60 дней. Естественно, препарат продается за гривню, и если в этот период курс существенно возрос, дистрибьютор получает обратно гораздо меньше средств, чем необходимо, чтобы купить достаточный объем валюты для оплаты партии лекарств. О прибыли тут и речи нет. Давайте вспомним кризисный 2008 г., тогда ведущие дистрибьюторы потеряли на валютном спурте около 100 млн дол. и едва выжили. С того момента уже разорились и фактически перестали существовать такие мощные оптовые компании, как «ВВС-ЛТД», «Артур-К», «Альба Украина» с совокупной долей рынка до 40%. Это только подтверждает низкую маржинальность и высокую конкуренцию на оптовом рынке. Мы понимаем, есть требования МВФ о гибком курсообразовании. Есть сокращение валютной выручки из-за падения экспорта и работы экономики практически в режиме военного времени. Поэтому мы просим стабильного курса хотя бы для тех импортных контрактов, где препараты не имеют аналогов в Украине и в ежедневном режиме спасают жизни гражданам Украины. Это лекарственные средства для лечения онкозаболеваний, гепатита, гемофилии, а также для онкогематологии, детские антибиотики, ингаляционная анестезия и многое другое. Препараты группы life style будут вытеснены и заменены в потребительской корзине обедневшего рядового украинца отечественными, но поставки инновационных незаменимых лекарственных средств необходимо обеспечить в полном объеме.
— Какой выход из ситуации можно предложить?
— Выходом мог бы стать механизм внедрения валютных фьючерсов достаточного срока действия со стабильным курсом. Например, 3-месячные фьючерсы для тех препаратов, которые не имеют аналогов в Украине. Это лекарственные средства для таких терапевтических групп как онкологические заболевания, гепатит, детская анестезия, гемофилия и многие другие. Список препаратов, безусловно, должен определить МЗ. Такие лекарственные средства должны быть отнесены к критическому импорту. Часто они очень дорогостоящие, и в случае необходимости хеджирования рисков эта и без того высокая цена дополнительно увеличивается, лишая пациента возможности не просто лечиться, но и жить дальше. Кстати, для тендеров девальвация гривни тоже мощный ценовой удар.
Фьючерс не снижает цену за счет изменения курса. Он стабилизирует ее за счет стабильности курса в понятном временном промежутке. То есть, дистрибьютор, завозя очередной препарат, приобретенный с отсрочкой платежа за евро, знает, что он эту валюту в течение 3 месяцев под данный контракт сможет купить по понятной стабильной цене. Значит, я заложу только свою небольшую маржу (до 7%) при продаже с отсрочкой в аптечную сеть. В итоге сумма для бюджета Национального банка Украины, который может и должен ввести подобную практику, будет не катастрофической, так как безналоговые препараты — это всего лишь 25–30% от импорта.
Данный механизм позволит компаниям избежать повышения цен выше роста курса, не хеджировать валютные риски. Не стоит забывать и о тендерах МЗ, где доля валютных лекарственных средств и вакцин достаточно высока.
Ассоциация «ФАРМУКРАИНА» готова вывести на улицы тысячи граждан Украины, недовольных работой Национального банка Украина. Мы пока не делаем это только потому, что идет финальная стадия АТО, и каждая массовая акция в Киеве может быть использована врагами страны для раскачки ситуации против нашего государства. Но мы обязаны потребовать у Национального банка Украины и его главы Валерии Гонтаревой заняться своими прямыми обязанностями: остановить падение гривни и обеспечить стабильность на валютном рынке. При этом внедрить отдельные финансовые инструменты для работы с рынками критического импорта, одним из которых является фармацевтический.
В связи с этим ассоциация «ФАРМУКРАИНА» приглашает неравнодушных граждан и представителей фармацевтического рынка присоединиться к пикету Национального банка Украины под лозунгом «Защитим гривну», который состоится 18 августа текущего года.
Участники неполитической мирной акции «Защитим гривну» требуют от руководства Национального банка Украины:
? принять немедленные действенные меры по укреплению национальной денежной единицы;
? вернуться к практике валютных интервенции;
? сделать курс гривны прогнозируемым в длительных временных промежутках;
? ввести долговременные валютные фьючерсы с фиксированным курсом под импортные контракты для критического импорта (особенно лекарственных средств);
? избавиться от коррупционных и теневых схем работы;
? жестко ограничить коммерческие банки в спекуляциях на межбанке за счет денег, которые были выделены Национальным банком Украины на рефинансирование и имели целью перезапустить экономику;
? использовать золотовалютные резервы страны исключительно в интересах граждан Украины.

Ответить

Вернуться в «Цены на лекарства»