Страница 1 из 1

Сегодня контроль за продажей кодеинсодержащих препаратов такой же, как при отпуске физраствора или воды для инъекций, - Владислав Онищенко

Добавлено: 09 июл 2014 11:52
News
Сегодня контроль за продажей кодеинсодержащих препаратов такой же, как при отпуске физраствора или воды для инъекций, - Владислав Онищенко

В последние недели общественные организации пациентов подвергли более резкой критике условия продажи кодеинсодержащих препаратов в аптеках. О причинах такого внимания к проблеме рассказал председатель правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко.
—?Почему вы обратили внимание на условия продажи кодеинсодержащих препаратов?
—?Проблема в том, что эти лекарства молодежь использует не для медицинских целей, а как источник получения наркотика кодеина. В интернете можно найти массу рецептов, как из этих препаратов убрать вспомогательные вещества, чтобы остался один кодеин. Эти лекарства продаются в украинских аптеках без какого-либо фактического учета их реализации.
—?То есть это безрецептурные препараты?
—?Нет, они должны отпускаться только по рецепту врача. Но мы прекрасно знаем, что аптеки продают кодеинсодержащие препараты тем, у кого нет разрешения. Проверить в аптеках, продавались ли эти лекарства пациентам с рецептами или без, невозможно. Сегодня контроль за продажей кодеинсодержащих препаратов такой же, как при отпуске физраствора или воды для инъекций.
—?Нет никакого механизма наказания аптек в случае продажи рецептурных препаратов без разрешения?
—?Контролировать работу аптек должна Государственная служба по лекарственным средствам. Чтобы зафиксировать продажу рецептурного препарата без соответствующего предписания, необходимо провести так называемую контрольную закупку. Но Гослекслужба не имеет права на подобные действия. Более того, о проведении проверки она должна предупредить аптеки за десять дней. Разумеется, при таком надзоре нарушений найти практически невозможно.
—?Как можно решить проблему?
—?Кодеинсодержашие препараты необходимо отнести к списку рецептурных препаратов, продажа которых подлежит предметно-количественному учету в аптеках. Если при продаже простых рецептурных препаратов провизор возвращает рецепт пациенту, то при продаже лекарств, подлежащих предметно-количественному учету, документ остается в аптеке.
—?Можно ли заставить аптеки продавать кодеинсодеражащие препараты только при наличии рецепта?
—?Можно, но, видимо, кроме потребителя, это никому не интересно. Недавно министр здравоохранения Олег Мусий, общаясь с журналистами, подтвердил, что это наркотический препарат, но каких-либо мер по контролю за отпуском таких препаратов предпринимать не будет. Мы обратились в Минздрав с требованием поставить кодеинсодержащие препараты на предметно-количественный учет. Из официального ответа следует, что министерство, прикрываясь итогами совместного совещания структур Минздрава с представителями фармбизнеса, не собирается менять ситуацию. Позволю себе процитировать Министерство здравоохранения: «По результатам совещания участники пришли к выводу, что риск злоупотреблений кодеинсодержащими лекарственными средствами намного ниже, нежели риск снижения доступа пациентов, в том числе хронически больных, к таким препаратам». Мы не понимаем, как может снизиться доступность, если всего лишь потребуется оставлять рецепт врача на эти препараты в аптеке. И абсолютно не понимаем, при каких хронических заболеваниях предусмотрены кодеинсодержащие препараты для устранения симптомов кашля? Следует отметить, за последние три года объем продаж только одного препарата «Кодтерпин» увеличился с 40 млн до 140 млн таблеток. Это что — так резко выросли медицинские показания у населения? Такого быть не может. Кроме того, в аптеках предлагается колоссальный спектр лекарственных средств от кашля.
—?Какое ведомство должно отнести эти препараты к соответствующему списку?
—?Министерство здравоохранения своим приказом. Вопрос в том, почему оно этого не делает. Внеся кодеинсодержащие препараты в вышеуказанный перечень, мы никоим образом не ограничим доступность этих препаратов для пациентов, которым он действительно прописан, и они не исчезнут из аптек. Просто продажа этих средств будет строго контролироваться, и отпускаться они будут исключительно по рецепту. Однако, вполне возможно, что руководство Минздрава не заинтересовано в подобном ужесточении.
Я, мягко говоря, удивлен позицией министерства в этом вопросе. Ведь всем известно, что в Украине практически не выполняется порядок отпуска рецептурных препаратов строго по медицинскому предписанию. Минздрав знает об этой проблеме, но не решает ее. А новое руководство не желает наводить порядок в организации рационального назначения и медицинского применения лекарственных средств.
Более того, из вышеуказанного письма в адрес нашей организации стало известно, что Минздрав не в силах собрать статистику о продажах кодеинсодеражащих препаратов, хотя этой информацией владеют специализированные исследовательские компании и у них можно без особых проблем запросить эти данные. Также Минздрав апеллирует к тому, что у органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков отсутствуют статистические данные о фактах массовых злоупотреблений такими препаратами. А откуда у этих структур могут быть данные, если кодеинсодержащие препараты на сегодняшний день по статусу ничем не отличаются от физраствора?
—?Кодеинсодержащие препараты каких компаний сейчас представлены на рынке?
—?Такие лекарства выпускают, например, украинские фармацевтические заводы — «Здоровье», «Интерхим», индийские — «Дженом Биотек», «Вивимед Лабс», «Белко Фарма». Наибольшие объемы продаж у компании «Интерхим», которая производит препарат «Кодтерпин IC».
Галина Черноморова
capital.ua
Будьте здоровы?
Хорошо быть здоровым. В любом возрасте и в любой стране. Но в Украине быть здоровым или как минимум не иметь хронических заболеваний — это гарантия того, что ты проживешь на энное количество лет больше, чем среднестатистический житель. Гарантия того, что тебя не залечат до смерти, потому что уровень современной отечественной медицины уже давно оставляет желать лучшего. Теперь у не самой здоровой нации появилась еще одна напасть — стремительно растущие цены на медицинские препараты.
Введение налога на добавленную стоимость на лекарства по ставке 7?% привело к какому-то безумному соревнованию — кто быстрее заменит ценники на лекарства в аптеках. Думаю, фармацевты и министр финансов Александр Шлапак живут сегодня в разных реальностях. У Шлапака налог к росту цен привести не должен. Но нам, простым гражданам, приходится прозябать в другой реальности, где стоимость лекарств уже подскочила на 30?40?% и продолжается ценовой бардак. Дефицит импортных препаратов нам грозит через месяц. А ведь они составляют 70?% аптечной корзины.
Эксперты фармацевтического рынка говорят, что подорожание ударит по карманам сотен тысяч украинцев. Но они ошибаются. Это не сотни тысяч, это миллионы граждан. Доказать это несложно. Более половины наших соотечественников (23 млн человек) имеют сердечно-сосудистые заболевания. Показатель смертности среди таких больных один из самых высоких в мире— 64?%. Треть страдают от гипертонии. Число онкобольных за последние 10 лет выросло на 25?%. Каждый двадцатый пациент с таким диагнозом отказывается от лечения, поскольку у него нет денег. В Украине 1 млн больных сахарным диабетом и около 2 млн — со скрытой формой заболевания. По данным Киевского международного института социологии, из 1000 опрошенных украинцев 88?% имеют те или иные проблемы со здоровьем. Теперь о подрастающем поколении. Лишь 1?% украинских детей абсолютно здоровы. 18?% имеют по четыре хронических заболевания и почти 15?% — пять и больше.
По данным Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, ежегодно украинцы тратят на лекарства 32 млрд гривен личных денег — 90?% расходов на лечение в целом по стране. Государство закупает препаратов на 4 млрд гривен. За остальное в госклиниках платит пациент. У нас нет никаких компенсаций расходов хотя бы для малообеспеченных категорий населения. К примеру, в Ирландии пенсионеры имеют право не только на льготы при покупке лекарств, но и на бесплатные сложнейшие операции. И чем старше пациент, тем больше льгот.
Кто-то из правительства задумывался над тем, что чрезмерное высокие цены на лекарства теперь автоматически означают для многих смерть? Кто-то заикнулся об установлении ценовых лимитов хотя бы на те лекарства, которые поддерживают и продлевают людям жизнь? Нет? Тогда, господа, это геноцид против собственного народа.