Фармрынок Беларуси увеличивается, но доля отечественных препаратов не растет

Republic of Belarus
Ответить
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Фармрынок Беларуси увеличивается, но доля отечественных препаратов не растет

Сообщение News » 06 сен 2014 21:33

Фармрынок Беларуси увеличивается, но доля отечественных препаратов не растет

Годовой фармацевтический рынок Беларуси измеряется уже объемами не 650-670 млн. USD, как 3-4 года назад. Его объем перевалил за миллиард. В 2003 году фармрынок Беларуси показал максимальный за последние 5 лет прирост в натуральном выражении — более 8%. В денежном же выражении он вырос почти на 27%, до 1,01 млрд. USD. Такие данные содержатся в аналитическом обзоре исследовательской компании «Интелликс-М».
Столь значительный стоимостный рост объясняется как инфляцией (рост цен на медикаменты в прошлом году составил 14,2%), так и тем, что активнее всего продажи лекарств прирастали в среднем ценовом диапазоне — от 5 до 50 USD за упаковку.
Топ-10 компаний-производителей по-прежнему возглавляют РУП «Белмедпрепараты» с объемом продаж 72 млн. USD и ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» (БЗМП) с 44 млн. USD, на 8-м месте — «Лекфарм» с 30,5 млн. USD. Они нарастили объемы продаж на 23-34%.
Четверть вместо половины
Но этим статистические успехи отечественной фарминдустрии и ограничиваются. Поставленная президентом еще в 2010 году задача — нарастить долю белорусских препаратов на внутреннем рынке в стоимостном выражении с 20,7 до 50% — по-прежнему из области фантастики. С тех пор ее удалось увеличить лишь на 5 процентных пунктов, так что по итогам 2013 года доля отечественных препаратов (по стоимости) недотягивала даже до 26%.
Причем прошлый год вообще не дал прироста доли в деньгах, а в натуральном выражении она даже уменьшилась — с 59 до 56,7%. В первом полугодии расклад остался фактически прежним: в упаковках доля белорусских препаратов чуть снизилась, а в стоимостном выражении выросла, но незначительно, до 26,4%.
То есть о том, чтобы половина из «целебного» миллиарда оставалась внутри страны, можно только мечтать. «Учитывая динамику, достижение данного показателя маловероятно в течение текущего года», — политкорректно делают вывод в «Интелликс-М».
Тем не менее Минздрав не оставляет попыток скорректировать ассортимент в аптеках добровольно- принудительными методами. Так, в конце марта ведомство распространило среди оптовиков письмо, в котором поручило им провести работу с зарубежными производителями на предмет сокращения поставок в Беларусь по прилагаемому перечню лекарств. Таким образом предполагалось поставить заслон на пути тех импортных препаратов, у которых есть белорусские аналоги.
В начале июля Минздрав предложил руководителям аптек и магазинов «Медтехника» обеспечить постоянное наличие в ассортименте медицинских изделий белорусского либо российского производства в соответствии с перечнем, в который вошли одноразовые шприцы, бинты, марля, вата, лейкопластыри и др. Продолжают действовать списки препаратов белорусского (российского) производства, наличие которых в аптеках является обязательным.
Но у государства есть и другие инструменты «белорусизации» внутреннего фармрынка
Самый внушительный и затратный — расширение производственных мощностей отечественных предприятий. Недавно пример модернизации продемонстрировал представителям СМИ Борисовский завод медпрепаратов. Журналистам показали новый производственный корпус мощностью 1 млрд. таблеток и 70 млн. капсул в год. Построенный при поддержке государства, он был введен в эксплуатацию в самом конце 2013 года, а на полную проектную мощность должен выйти с сентября нынешнего года.
Оригиналам не возбраняется
Пять этажей, каждый из которых предназначен для определенного этапа производства, автономная система теплоснабжения, вентиляции, водоподготовки и нейтрализации сточных вод, итальянское оборудование — в корпусе созданы все условия для качественного смешивания импортных субстанций по стандартам GMP.
Строительство на ОАО «БЗМП» продолжается. До 2017 год завод планирует реализовать новые инвестиционные проекты — построить корпус стерильной рассыпки антибиотиков и реконструировать ампульное производство. Только в этом году инвестиции в основной капитал составят 23,8 млрд. BYR.
Несмотря на масштабы производства, внушительный объем внешних продаж (58% продукции концерна идет на экспорт) и 2-е место на внутреннем рынке, в деньгах доля гиганта на белорусском рынке достаточно скромная — по данным «Интелликс-М», в первом полугодии она составила 4,29%. В упаковках доля ОАО «БЗМП» гораздо выше — 18,39%. И эта диспропорция отражает общую картину на рынке: белорусских лекарств в аптеках и больницах больше, чем зарубежных, но платим мы в основном за импорт.
Гендиректор БЗМП Александр Фандо на провокационный вопрос о борьбе импортных оригинальных лекарственных средств (ЛС) с белорусскими дженериками выразил удивление, почему первые «стоят в 10 раз дороже», хотя «сырье мы на одних и тех же заводах покупаем». Он заверил, что все его родственники лечатся только препаратами борисовского завода, но при этом продемонстрировал лояльное отношение и к зарубежным конкурентам.
«Оригинальные препараты должны быть, — сказал гендиректор. — Потому что не всем людям подходят одни и те же препараты. Чем оригинал отличается от дженерика? Основная субстанция — один к одному. А вспомогательные вещества — сахар, покрытие и прочее, по идее, не влияют на эффект, но на кого-то могут и повлиять».
Расфасовано в Беларуси
То есть политику директивного вытеснения импорта с аптечных прилавков руководство БЗМП вроде бы не поддерживает. А для наращивания доли отечественных медикаментов завод работает в трех направлениях.
Первое — увеличение производственных мощностей. Пример — новый таблеточный корпус. «Аналогичное расширение происходит абсолютно на всех наших заводах», — сообщил А. Фандо.
Второе направление — расширение ассортимента. «Если у нас был один план по новым препаратам, то после некоторых событий резко ускорился процесс освоения препаратов, и в Минздраве нас обязали еще активнее проводить эту работу», — загадочно выразился гендиректор.
Третье направление — неожиданное. Оно называется «инбалк» (от английского in-bulk — внавалку, россыпью). Суть в том, что завод будет закупать готовые таблетки иностранного производства, в основном индийских и европейских компаний, фасовать в Беларуси в картон и продавать под видом отечественных.
«Препаратов, которые производятся на рынке и которых мы не выпускаем, очень много, — рассказал А. Фондо. — Фирм, которые хотят закрепиться на белорусском рынке, тоже много. Мы им говорим: вы поставляете готовую форму в блистерах, а мы тут упаковываем ее в наш пенал. При этом намного сокращается время регистрации, мы практически не проводим никаких испытаний».
На упаковке обещают писать: «расфасовано в Беларуси». Любопытно, будет ли статистиками препарат учитываться как отечественный? Правда, как следует из объяснений руководства БЗМП, цель такого бизнеса — не подтасовать статистику и не поддержать производство картона в стране, а в недалеком будущем заместить эти импортные позиции.
«В договоре мы оговариваем, чтобы в последующем эти фирмы отдали полную технологию для производства указанных препаратов, — объяснил гендиректор. — Они не хотят давать, так как это хорошие, новые препараты, но мы ставим такое условие. Министр поручил во всех договорах прописывать, что в течение 2 лет они отдают нам полностью технологию производства».
В 2014 году БЗМП намерен освоить выпуск 5 наименований ЛС по форме «инбалк». На одно лекарство уже выдано регистрационное удостоверение Минздрава. Его наименование пока не называют. Ожидается, что в 2015 году доля «инбалка» в стоимостном выражении составит около 2% от общего объема производства БЗМП.
Вероятно, упаковкой импортных лекарств в ближайшее время будут заняты и другие белорусские фармкомпании.

Ответить

Вернуться в «Республика Беларусь»