Министр здравоохранения: "Никто из президентов Украины до сих пор не брал на себя ответственность изменить систему здравоохранения"

Ukraine
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Министр здравоохранения: "Никто из президентов Украины до сих пор не брал на себя ответственность изменить систему здравоохранения"

Сообщение News » 06 сен 2014 18:55

Министр здравоохранения: "Никто из президентов Украины до сих пор не брал на себя ответственность изменить систему здравоохранения"

Эксклюзивное интервью министра здравоохранения Олега Мусия агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Как вы оцениваете последствия введения санкций против РФ для фармацевтического рынка Украины?
Ответ: Если будут введены санкции во всех отраслях экономики, то под них попадет и медицина. Из 310 препаратов производства РФ, которые зарегистрированы в нашей стране, около 50 не имеют зарегистрированных аналогов. Остальные 260 препаратов имеют аналоги в Украине, поэтому мы считаем, что от них вполне можно отказаться. Из 50 не имеющих аналогов препаратов для здравоохранения важны только несколько вакцин. Остальное – это препараты, которые на здоровье не очень влияют и не являются необходимыми, это препараты второго или даже третьего ряда применения. Исключительно от них еще никто не выздоровел.
Поэтому беспокоиться стоит только о некоторых вакцинах, но такие же вакцины производятся и в других странах. Если Украина примет системное решение о запрете в государстве чего бы то ни было российского, то мы будем инициировать перед фирмами-производителями регистрацию этих препаратов, изготавливаемых в других странах, в Украине. Значит, ничего экстра необходимого в том, что мы получаем от РФ, нет.
К тому же рынок российских препаратов в Украине за полгода составил около $15 млн в денежном выражении, а в натуральном - всего 2,6% всех зарегистрированных препаратов. Поэтому большой беды для здоровья украинцев от санкций не будет. Если будет принято такое решение, мы его поддержим, потому что не можем сами спонсировать убийство наших же людей.
Вопрос: Какова ситуация с вакцинами российского производства?
Ответ: На сегодняшний день российские заводы-производители вакцин не имеют сертификатов GMP, которые гарантируют их качество и обязательны для препаратов, обращение которых разрешено в Украине. Беспокоясь о здоровье украинцев, мы считаем, что имеет смысл поднимать вопрос об использовании российских вакцин только после того, как они пройдут соответствующую сертификацию GMP. Стоит отметить, что Гослекслужба неоднократно обращалась к российским заводам-производителям вакцин по поводу проверки их мощностей на соответствие стандартам GMP, но они несколько раз переносили такую поверку. В последний раз просили перенести проверку на сентябрь.
Вопрос: То есть, эти заводы готовы подтянуться к стандартам?
Ответ: Сложно сказать. GMP не обязательно в РФ, и заводы не планировали получать такие сертификаты, но Украина не регистрирует и не перерегистрирует лекарства, которые не соответствуют требованиям GMP. И это правильно, потому что GMP – это качество лекарственных средств. Если у российских препаратов не будет сертификатов GMP, они не будут перерегистрированы в Украине.
Вопрос: Есть какие-то препараты на замену этим вакцинам?
Ответ: Есть. Например, возьмем вакцину БЦЖ, которая была закуплена в прошлом году за государственные средства и срок регистрации которой закончился. Физически она в наличии, но в связи с завершением срока регистрации находится на карантине и запрещена к использованию до тех пор, пока, возможно, не будет изменен закон о лекарственных средствах, который бы разрешал такое использование. Есть три проекта закона от разных субъектов законодательной инициативы, которые направлены на то, чтобы разрешить оборот и использование лекарств, которые уже были завезены и имеют достаточный срок годности, но регистрация которых закончилась.
На примере вакцин БЦЖ: у нас сейчас есть около 500 тыс. доз со сроком годности еще год, поэтому эта вакцина, закупленная за бюджетные средства в 2013 году, теоретически могла бы быть использована. Она в течение 30 лет использовалась на территории Украины, никаких серьезных претензий не было. Единственная формальная причина не использовать ее заключалась в завершении срока регистрации.
Кроме того, в Украине зарегистрированы еще две вакцины БЦЖ: одна - польского производства, вторая – датского. Регистрация датской вакцины заканчивается в октябре, регистрация польской - в начале 2015 года. Будут ли фирмы-производители продолжать регистрацию, мы не знаем. Этих вакцин в наличии нет, но они могут быть ввезены в любой момент любой фирмой-импортером.
Вопрос: Что делать, если окажется, что импортерам невыгодно их ввозить, а вакцина производства РФ не зарегистрирована?
Ответ: Минздрав не регистрирует лекарственные средства по собственной инициативе. В таком случае будут переговоры с производителями, мы будем их просить, чтобы регистрировали эту вакцину. Нужно учесть, что в 2013 году вакцину БЦЖ за средства госбюджета закупали по цене 1,8 грн за дозу. Сейчас на торги вышли два поставщика вакцины российского производства, которые предложили вакцины по 5 грн и 5,50 грн за дозу. Кроме того, на торги вышла польская фирма с ценой 8,80 грн. Датская вакцина еще дороже, чем польская. Но в госбюджете заложены те же самые средства, что и в 2013 году, из расчета 1,8 грн. Возможно, нам удастся договориться с производителями, ведь прививка БЦЖ внесена в календарь прививок.
Вопрос: Какова ситуация с противогангренозной вакциной?
Ответ: Зарегистрированная в Украине противогангренозная вакцина российского производства не имеет сертификата GMP. При этом она сомнительной эффективности, ее эффективность клинически не доказана. Кроме этой вакцины, еще есть два завода-производителя - польский и испанский, которые также производят противогангренозную сыворотку, и нужно вести переговоры, чтобы компании зарегистрировали и завозили ее. Хотя, естественно, эти вакцины европейских производителей будут существенно дороже российской, но их качество однозначно выше и гарантировано европейской фармакопеей.
Фармпроизводители жалуются, что в Украине очень долго и дорого регистрировать препараты
У нас зарегистрировано около 14 тыс. препаратов. Однако сейчас по инициативе правительства мы упрощаем процедуру регистрации лекарственных средств, адаптируем ее к требованиям ЕС: мы откажемся от перерегистрации препаратов каждые пять лет и оставим только одну перерегистрацию, после которой препарат будет иметь бессрочную регистрацию.
Вопрос: Какова ситуация с поставкой лекарственных средств для АТО? Есть ли препараты, которые нужны для предоставления помощи, но они не зарегистрированы в Украине?
Ответ: Все препараты для решения лечебных проблем есть. Даже этот знаменитый кровоостанавливающий препарат "Целокс" зарегистрирован в Украине, правда, как изделие медицинского назначения. В то же время периодически появляется информация о каких-то волшебных препаратах, которые могут спасать жизни, но не имеют регистрации. Например, недавно была информация о некоем кровоостанавливающем препарате "Гемма". В Украине он не зарегистрирован и даже не был направлен на регистрацию. Наша позиция - в том, что государство не может рекомендовать его для использования, а его выпуск является не законным. Если будут найдены доказательства использования его в качестве лекарственных средств, за это может быть открыто уголовное производство.
Вопрос: В чем были проблемы с проведением тендеров на закупку лекарственных средств?
Ответ: Средств в бюджете больше не становится – их столько, сколько есть, но их нужно правильно использовать. Но и эти средства не использованы, потому что тендеры не проведены.
Мы столкнулись не только с нехваткой средств в бюджете на закупку, но и с тем, что глава тендерного комитента, первый заместитель министра здравоохранения не выполняет своих служебных обязанностей по организации тендеров. Сколько бы ни было средств, тендеры нужно проводить, а имеющиеся средства нужно каким-то образом распределять. Так поступают всегда. Например, в 2013 году госпрограммы были обеспечены на 40%, в 2014-м будет не более 30% и в первую очередь из-за роста курса иностранных валют. За остальное пациенты вынуждены платить собственные средства, они ищут спонсоров, обращаются в благотворительные фонды, к волонтерам. Реально на медикаменты идет только 7% от общего финансирования здравоохранения.
Изменить ситуацию можно введя медицинское страхование и систему реимбурсации стоимости лекарств. Медицинское страхование будет предусматривать, что мы все вместе будем отчислять, например 7% от зарплаты на наполнение медицинского страхового фонда и этот фонд будет обеспечивать нас лекарствами и медуслугами. Тогда не нужно будет в экстремальной ситуации платить за лекарства многие тысячи гривен из своего кармана. Если будут отчислять ежемесячно по 7% в фонд медицинского страхования - тогда будет достаточно денег и на медикаменты и на повышение официальной зарплаты медработникам.
Вопрос: Почему, по вашему мнению, в Украине до сих пор нет медицинского страхования?
Ответ: Потому, что пока нет политической воли изменить систему здравоохранения. Никто из президентов до сегодняшнего дня не брал на себя ответственность изменить систему. Кроме того, есть проблема наличия трех лобби, которые между собой борются за то, кто будет управлять средствами медицинского страхового фонда. Он сможет аккумулировать фактически еще один бюджет здравоохранения – около 50 млрд грн. Это огромные средства и все думают, что если они будут иметь отношение к этим средствами и их распределению, то смогут на этом нажиться. Поэтому идет борьба между тремя группами влияния, где будет находиться этот фонд, кто будет назначать руководство и распределять средства. Одна группа – это Минсоцполитики, которое управляет другими социальными фондами. Вторая группа – это частные страховые компании. Третья группа - это Минздрав и медики, которые считают, что смогут распределять средства страхового фонда. Эти три группы не могут между собой договориться, поэтому каждые два-три года в парламент направляются разные законопроекты, которые в итоге не принимаются.
Я считаю, что медицинское страхование должно реализовываться в форме государственного социального медицинского фонда с особым статусом по типу Пенсионного фонда, который бы управлялся правительством. Не Минздравом, ни Минсоцполитики и не частными страховыми компаниями.
Вопрос: Ваша позиция облечена в законопроект?
Ответ: Соответствующий законопроект разработан Минздравом и проходит согласование в госорганах. С некоторыми госорганами согласовать сложно, например, потому что медицинское страхование влечет за собой нагрузку на фонд оплаты труда. Сейчас законопроект находится в Минюсте, после его заключения сможем вынести его на Кабмин. Кабмин, в свою очередь, должен принять политическое решение и вынести законопроект на рассмотрение Верховной Рады. Думаю, уже через две недели мы сможем подать этот законопроект на рассмотрение правительственного комитета.
В то же время я уверен, что медицинское страхование тесно связано с изменениями в Налоговый кодекс и вводить его при существующей налоговой системе невозможно. Мы искренне поддерживаем инициативу правительства уменьшить ставку единого социального взноса. Это позволит легализировать все зарплаты. Если мы примем такие изменения налоговой системы Украины, думаю, проблем с наполнением медицинского страхового фонда не будет. Эти 7% будут направляться в целевой фонд на охрану здоровья, и каждый человек будет понимать, что он гарантированно получит медицинскую помощь, ему не нужно будет платить из собственного кармана. При этом существующий бюджет на здравоохранение будет сохранен и будет направляться на экстренную медпомощь, медицинскую помощь при родах и т. д, а медицинское страхование позволит легализовать то финансирование, которое сейчас идет в медицину теневым образом. Это называется бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения.
Вопрос: Сколько времени может понадобиться для введения медицинского страхования?
Ответ: Думаю, что на это реально нужно еще год-два для подготовки. Нужно подготовить инфраструктуру, обучить, как распределять средства, ввести протоколы предоставления медпомощи, разработать систему контроля качества предоставления медпомощи, создать отделения на местах, заключить контракты с больницами, у которых фонд будет закупать медуслуги. Это достаточно длительная процедура.
Думаю, мы могли бы принять закон о медстраховании осенью этого года с отсрочкой введения некоторых его частей, чтобы через год-два можно было ввести полномасштабное медстрахование.
Вопрос: Вы часто говорите о врачебном самоуправлении и введении индивидуальных лицензий. Что это и для чего?
Ответ: Врачебное самоуправление – это один из механизмов демонополизации управления системой здравоохранения. В Украине системой здравоохранения управляет государство в виде министерства и управлений здравоохранения на местах, которые подчинены местным госадминстрациям. Частный рынок здравоохранения в нашей стране составляет всего 4%, это мизер. В других странах, кроме государства, системой здравоохранения управляет и профессиональное сообщество. Врачебное самоуправление - это созданная в соответствии с законом корпоративная профессиональная организация врачей, которая будет предоставлять разрешение на осуществление врачебной деятельности на территории Украины, что, по сути, и является лицензией. Т. е. студент, который закончил медуниверситет, получил диплом и врачебную специальность, после предоставления в эту организацию определенного перечня документов автоматически будет вноситься в реестр врачей Украины. После внесения в реестр ему автоматически будет выдано свидетельство на право осуществления врачебной деятельности на территории Украины (в теперешнем понимании – лицензия). Никаких дополнительных экзаменов не нужно.
Потом врачу нужно будет ежегодно проходить повышение квалификации. Это то, что сегодня проводится формально, но мы предполагаем, что за повышение квалификации, участие в конференциях, написание статей, волонтерство, чтение лекций и прочее врачу будут начисляться баллы - за год нужно будет набрать определенное самими врачами количество баллов. Если вы не набрали такого количества, врачебная организация заберет у вас право на осуществление врачебной деятельности. Такая система даст возможность постоянно повышать квалификацию всех врачей и нести ответственность за качество предоставления медицинской помощи. И в реестре врачей будет автоматически высвечиваться информация о состоянии дел у каждого из врачей.
Везде в мире такая система эффективно работает. Мы не изобретаем велосипед и предлагаем проект закона о врачебном самоуправлении похожий на подобные законы в Польше, Болгарии, Чехии, Сербии. Кроме того, этим законом мы хотели бы урегулировать соблюдение этических и моральных норм поведения врача во взаимодействии с коллегами, пациентами, учреждения здравоохранения и представителями бизнеса. Такие взаимоотношения государство не может регулировать, а профессиональная организация может.
Вопрос: Кто будет создавать организацию?
Ответ: Организация будет создана по закону о врачебном самоуправлении решением съезда врачей. На съезд мы предлагаем делегировать одного делегата от 400 врачей прямыми выборами. Если мы имеем 200 тыс. врачей, то в съезде врачебного общества будут принимать участие 500 делегатов. Единственное, на чем я мог бы настаивать, это использование исторического названия организации врачей Украины, имеющей более чем 100-летнюю историю - Всеукраинское врачебное общество (ВВО).
Вопрос: Не боитесь, что скажут, что Мусий лоббирует свою организацию?
Ответ: Мусий не может лоббировать свою организацию, потому что Мусий лоббирует только историческое название. Я сложил полномочия президента ВВО и даже не являюсь сейчас членом правления. Я считаю, что работа чиновника и работа в общественном секторе – это две разные несовместимые функции. Я также ушел с должности главы общественного совета при Минздраве.
Проект закона о врачебном самоуправлении отработан и одобрен ВВО как общественной организацией, многими узкопрофильными врачебными ассоциациями, окончательный вариант проекта подан на рассмотрение парламентского комитета по вопросам здравоохранения. В ближайшее время он будет зарегистрирован в Верховной Раде от имени народных депутатов, которые входят в комитет. Рабочую группу, которая работает над законопроектом, возглавляет Роман Илык.
Нужно отметить, что в концепции построения новой системы здравоохранения предусмотрено принятие этого закона.
Вопрос: В какой стадии находится работа над концепцией новой системы здравоохранения?
Ответ: Эта концепция находится на рассмотрении в Минюсте. Сразу после получения заключения Минюста мы подадим ее на правительственный комитет и на рассмотрение Кабмина.
Я представлял основные постулаты концепции премьер-министру три месяца назад, они получили одобрительные отзывы. Думаю, она будет поддержана и президентом Петром Порошенко. Концепцию уже анализировали ведущие международные эксперты, Всемирный банк, она признана одной из лучших на территории Восточной Европы. В отличие от реформы, которая была начата при предыдущей власти, наш подход является комплексным и системным, затрагивает все аспекты медицинской помощи – от профилактики до создания так называемых Центров общественного здоровья и госпитальных округов. Парадигмой будет не лечение и предоставление медуслуг, а профилактика, сохранение здоровья народа и здоровый образ жизни.
Международный фонд "Видродження" по инициативе общественных и пациентских организаций выделил грант на разработку следующего документа - стратегии построения новой системы здравоохранения – публичного, более детализированного документа написанного не на чиновничьем языке, с которым можно будет "идти в народ" и убеждать пациентов и медиков поддержать необходимые изменения. Она будет разрабатываться в течение трех месяцев. Я уже подписал соответствующий приказ о создании экспертного совета для подготовки стратегии.
После стратегии будет разработан конечный продукт – поэтапный план действий по внедрению новой системы здравоохранения, в котором будет детально расписано, в какое время и какой закон, постановление или приказ нужно будет принять.
Фонд "Видродження" выделил на три месяца работы экспертов средства в размере $150 тыс. Кроме того, Всемирный банк инициировал выделение Украине $330 млн на реформу системы здравоохранения на четыре года. Эти средства будут распределены между 10 регионами (областями) страны, а также Минздраву для обобщения опыта всех этих регионов. Минздраву из них планируется выделить около $50 млн на весь период.
Вопрос: Как реформа координируется с введением страховой медицины?
Ответ: Введение страховой медицины предусмотрено и в концепции, и в стратегии, и в поэтапном плане действий. В частности, в нем будет прописан переходный период для запуска медицинского фонда.
Но на самом деле для успеха предлагаемых реформ должна быть политическая воля высшего руководства государства – президента, на сегодня самого легитимного лица в стране. Думаю, глава государства, как умный человек, поддержит ее и возьмет реформу системы здравоохранения под свой патронат. Мы планируем в ближайшее время представить концепцию построения новой системы здравоохранения на Совете реформ при президенте Украины, а в дальнейшем и самому первому лицу государства.
Вопрос: На какой стадии находятся конфликты, возникшие вокруг руководства Национального медуниверситета и Института рака?
Ответ: Минздрав начал серьезную борьбу с коррупционными схемами, существовавшими при всех предыдущих властях. В то же время чтобы борьба была действенной, мы обязаны работать в соответствии с законодательством. Самым проблемным был НМУ. Ректор Виталий Москаленко был уволен законным путем. Против него открыты уголовные производства с обвинениями в расхищении госсредств в особо крупных размерах, злоупотреблении властью. Сейчас он опять увиливает от следствия на больничном.
В Национальном институте рака во время проверки были выявлены огромные злоупотребления, в том числе со строительством и закупкой медаппаратуры, которая годами не используется. Директор Института рака Игорь Щепотин не работает, находится на больничном – по закону он может быть в таком статусе в течение четырех месяцев, затем его можно будет законно уволить. Сейчас обязанности директора исполняет его заместитель Ирина Крячок. Вопрос с избранием нового руководства будет решаться тогда, когда завершится "эпопея" с увольнением г-на Щепотина. Хочу отметить, что претензии к Щепотину не касаются деятельности всего трудового коллектива.
Вопрос: Какова ситуация вокруг завода "Индар"?
Ответ: Через завод "Индар" кроме производства инсулинов прокручиваются сотни миллионов гривен, и хотя 70,7% акций завода принадлежат государственной компании "Укрмедпром", а "Укрмедпром" на 100% принадлежит Минздраву, реально государство не может восстановить контроль над заводом из-за деструктивной позиции главы правления завода, назначенной при Януковиче. Она полностью игнорирует все решения государства и считает завод своей частной собственностью. Нам удалось уволить директора "Укрмедпрома" Дмитрия Политико и назначить новый, более эффективный менеджмент.
На заводе "Индар" состоялось собрание акционеров, на котором было принято решение об отстранении главы правления Любови Вишневской и назначении нового руководства. Однако она через судебные органы заблокировала внесение информации о собрании и этих решениях в государственный реестр. Ее поддерживают лоббисты в Верховной Раде и ставленники предыдущей власти во главе с экс-замминистра здравоохранения Романом Богачевым, приближенным к Александру Януковичу.
Кроме производства инсулинов, наибольший интерес вызывает так называемый "бразильский контракт", по которому "Индар" должен построить в Бразилии производство инсулинов и выйти на рынок Южной Америки. По нашей информации, 10% этого будущего завода принадлежит Украине, 10% - бразильской стороне, а 80% - швейцарскому оффшору, который контролируется "Сашей-стоматологом". Именно поэтому остатки предыдущей власти стремятся сохранить в должности Вишневскую, чтобы дальше контролировать многомиллионные доходы, найдя достойных последователей уже в новой власти.
В настоящее время завод работает, но реального доступа Минздрава к заводу нет. В то же время борьба продолжается, и мы намерены бороться за восстановление контроля государства над заводом. У предыдущей власти не получилось отстранить меня от должности министра, и я продолжу активную борьбу, как со старой властью, так и с новыми их последователями, которые пытаются наживаться на здоровье людей. Уверен, что моя бескомпромиссная борьба с коррупцией и теневыми схемами однозначно закончится победой нового мышления над годами выстроенной системой разворовывания государственной собственности. И эту уверенность вселяет в меня полная поддержка моих действий со стороны общества и моей команды.

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Re: Министр здравоохранения: "Никто из президентов Украины до сих пор не брал на себя ответственность изменить систему здравоохранения"

Сообщение News » 06 сен 2014 19:20

Санкции Украины коснутся и фармацевтов: российский бизнес может потерять $200 млн на продаже лекарств украинцам
14 августа 2014 г. Верховная Рада Украины приняла за основу и в целом проект Закона Украины “О санкциях”. Как минимум, 10 из 29 видов санкций могут напрямую коснуться фармацевтической отрасли. Ранее Минздрав Украины уже заявил о готовности поддержать запрет на ввоз 286 ЛС из 306 зарегистрированных. Остальные 20 скорее всего продолжат ввозить из-за отсутствия в Украине других аналогов этих медикаментов.
Решение о применении, отмене или внесении изменений в санкции принимает Совет национальной безопасности и обороны Украины и вводится в действие Указом Президента Украины. Для фармацевтической отрасли, в первую очередь, актуальны следующие виды санкций:
 блокирование активов – временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;
 ограничение торговых операций;
 ограничения, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины;
 предотвращения вывода капиталов за пределы Украины;
 приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств;
 аннулирование или приостановление лицензий и других разрешений, получение (наличие) которых является условием для осуществления определенного вида деятельности, в частности, аннулирования или приостановления действия специальных разрешений на пользование недрами;
 запрещение осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц-резидентов иностранного государства государственной формы собственности и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства, а также государственных закупок в других субъектов хозяйствования;
 запрет увеличения размера уставного капитала хозяйственных обществ, предприятий, банков, в которых резидент иностранного государства, иностранное государство, юридическое лицо, участником которой является нерезидент, или иностранное государство, владеет 10 и более процентами уставного капитала или имеет влияние на управление юридическим лицом или ее деятельность;
 прекращение действия торговых соглашений, совместных проектов и промышленных программ в определенных сферах, в частности, в сфере безопасности и обороны;
 запрещение передачи технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности.
Министр здравоохранения Олег Мусий поспешил заверить, что вопрос о том, будут ли подпадать лекарства под экономические санкции Украины, будет решаться в ближайшее время. Кроме того, министр отметил, что “критической ситуации с лекарственными средствами российского производства в Украине нет”. По данным министерства в Украине зарегистрировано 306 препаратов российского производства, и лишь 20 из них не имеют других аналогов в стране.
Кто же из участников фармрынка может пострадать от введения санкций?
1. Компании, которые производят лекарства и медизделия на площадках в Российской Федерации и импортируют в Украину.
В первую очередь, речь идет о российском фармгиганте “Фармстандарт”. Его площадки (Фармстандарт-Лексредства, Томскхимфарм, Дальхимфарм, Фармстандарт-УфаВИТА) производят блокбастер “Арбидол” (77 млн грн.* розничных продаж в 2013 г.), “Афобазол” (26 млн грн.), “Иммудон”, “Фосфоглив” и др.
Пострадает и ОТС-компания “Материа Медика”, продающая в Украине препараты “Анаферон” (79 млн грн.), “Импаза” (8 млн грн.), “Артрофон”, “Афала” и др. Общий объем розничных продаж компании в прошлом году составил 111 млн грн.
Российский фармпроизводитель “Валента Фармацевтика” может лишиться рынка сбыта для препаратов “Пантокальцин”, “Фенотропил”, “Граммидин” и “Зорекс”, проданных в прошлом году на 19 млн грн., а компания “Татхимфармпрепараты” лишится продаж на 40 млн грн.
Санкции коснутся и “компаний одного бренда” – например, производитель “Ниармедик Плюс”, импортирующий российский препарат “Кагоцел” (4 млн грн.), компания “Биокад” с брендом “Генферон” (8 млн грн.), компания “Ферон” с брендом “Виферон” (51 млн грн.).
2. Компании, которые производят лекарства и медизделия на площадках, находящихся за пределами Российской Федерации, однако принадлежащие резидентам РФ, находящиеся под влиянием резидентов РФ, имеющие существенные интересы в РФ (собственные производственные площадки в РФ).
Под санкции может попасть холдинг Stada из-за бизнеса в России, а именно производственных площадок в РФ (например, Нижфарм) для препаратов: “Витапрост” (37 млн грн.), “Лавомакс” (21 млн грн.), “Ливарол” (28 млн грн.), “Хондроксид” (24 млн грн.) и др. Суммарный объем продаж Stada в Украине в 2013 г. составил 434 млн грн. в рознице.
3. Компании, которые производят лекарства и медизделия на украинских площадках, принадлежащих российским резидентам.
Об этом не упоминал министр здравоохранения Олег Мусий, однако принятый Закон “О санкциях” предусматривает ограничение деятельности таких предприятий.
В первую очередь, в зоне риска окажется группа компаний “Здоровье” (Харьков), связанная с одиозным российским бизнесменом Александром Шишкиным (речь идет о заводах в Харькове “Здоровье”, “Здоровье народу” и “Опытный завод ГНЦЛС” и заводе под Киевом “Фармекс”). Продажи одного только харьковского “Здоровья” в прошлом году составили 752 млн грн.
Еще сложнее дела обстоят у проданного семьей Богатыревых российскому “Фармстандарту” харьковского производителя вакцин “Фармстандарт-Биолек”: помимо регулярных скандалов с непредвиденными побочными реакциями на биолековские вакцины и даже с летальными случаями, предприятие имеет в пассиве 2 приостановленных Гослекслужбой производственных участка (от 20.12.2012 и 13.02.2013). Несмотря на упорные слухи о скорой отмене этих давних санкций благодаря “договоренностям” завода лично с нынешним Главой Гослекслужбы Михаилом Пасечником, “Фармстандарт-Биолек” может остаться ни с чем, теперь уже на основании решения СНБО Украины.
Таким образом, даже простой подсчет продаж указанных брендов и производителей позволяет предположить, что речь пойдет о почти 5% фармацевтического рынка страны (1,5 млрд грн. из 30,5 млрд грн. по итогам 2013г.) – почти 200 млн Долларов США по курсу на конец 2013 г.


Вернуться в «Украина»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость