Почему коррупция — проблема для Азии

India
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Почему коррупция — проблема для Азии

Сообщение News » 13 окт 2014 15:15

Почему коррупция — проблема для Азии

На некоторых картах мира многие страны Азии, Африки и Латинской Америки изображены красным. Ряд государств, включая Китай, — темно-оранжевым; Афганистан и Северная Корея — коричневым. Эти карты составляет организация Transparency International, исследующая уровень коррупции в мире. Темными цветами отмечены страны, известные повсеместным взяточничеством. Во всей Азии только Сингапур, Гонконг и Япония входят в верхнюю двадцатку индекса восприятия коррупции Transparency International.
Это большой повод для беспокойства международных компаний. Причем многие из них ведут активную деятельность в Азии, где находятся самые быстрорастущие экономики мира. Топ-менеджеры вынуждены тратить время и силы, чтобы понять, как не давать взятки или, по крайней мере, как делать это так, чтобы их не поймали. Некоторые компании нанимают посредников, чтобы те разбирались с неприятными местными реалиями. Это позволяет руководству в какой-то мере держаться подальше от взяток.
Но есть признаки того, что этого уже недостаточно. Антикоррупционные органы в США и Европе все больше внимания уделяют тому, что делают их компании за границей. В Азии ситуация тоже меняется. Международные компании признают: хуже, чем работать в стране с процветающей коррупцией, — только работать в стране, где она некогда процветала, а сейчас пресекается.
Именно это произошло с GlaxoSmithKline. Англо-американский фармацевтический производитель пал жертвой кампании по борьбе с коррупцией, охватившей все уровни китайского общества и бизнеса. На прошлой неделе GSK оштрафовали на 3 млрд юаней ($ 488 млн) после того, как хунаньский суд признал компанию виновной в подкупе докторов, чтобы они прописывали ее лекарства. То, что международного фармигрока, рыночная капитализация которого составляет $ 70 млрд, беспокоит суд в Хунане, показывает, насколько изменился мир. Из-за китайского расследования свои расследования начали министерство юстиции США и британское управление по борьбе с экономическими преступлениями.
В индексе восприятия коррупции Transparency International, где 0 — это высокая коррупция, а 100 — ее полное отсутствие, Камбоджа получила 20 (самый низкий показатель в Азии), Сингапур — 86 (самый высокий). Китай с показателем 40 — самый яркий пример изменения ситуации. После того как Си Цзиньпин возглавил КНР в 2013 г., он начал масштабную кампанию по борьбе с коррупцией, которая охватила высшие эшелоны Коммунистической партии, а также местные и иностранные компании.
В остальных странах Азии правила тоже меняются. Индия с индексом 36 — не исключение. Атмосфера начала меняться еще до того, как Нарендра Моди стал премьером, пообещав реформировать склонную к взяточничеству бюрократическую систему страны. В последние годы правления Манмохана Сингха государство потрясли скандалы из‑за того, как распределялись телекоммуникационные и угольные лицензии. Опасения бюрократов в том, что их могут обвинить в коррупции, фактически затормозили принятие решений. Перед Моди стоит задача: положить конец этому параличу. Его репутация позволяет предположить, что он способен это сделать, причем честно.
Лидеры других стран также пообещали бороться с коррупцией. Президент Филиппин Бенигно Акино инициировал антикоррупционные расследования против высокопоставленных политиков, включая свою предшественницу Глорию Макапагал-Арройо. Transparency International признает улучшения, но коррупция все еще обходится Филиппинам, по ее оценкам, в 1,8 % ВВП в год. В Индонезии приход к власти Джоко Видодо отчасти связан с его репутацией честного политика. Считается, что индонезийские власти добились некоторых успехов, например, недавно осудили председателя конституционного суда по обвинениям в коррупции. Тем не менее оценка Индонезии в индексе остается низкой — 32.
В своем докладе о борьбе с коррупцией в Азии международная юрфирма Herbert Smith Freehills (HSF) написала, что западные и азиатские антикоррупционные органы начинают проводить параллельные и даже совместные расследования. Британское управление по борьбе с экономическими преступлениями и индонезийская комиссия по искоренению коррупции, например, вместе работают над расследованием по коррупционным обвинениям против Rolls-Royce. HSF также отметила, что некоторые страны Азии ужесточили антикоррупционное законодательство. Индия приняла законы о назначении антикоррупционного омбудсмена и усилила защиту информаторов, по меньшей мере 16 из которых были убиты за последние годы. Подобные меры приветствуются. Но возникают некоторые вопросы. Во-первых, можно ли доверять судам вершить правосудие. Если нет, вокруг расследований всегда будет оставаться атмосфера произвола. Некоторые циники считают, что те, кто оказался в суде, дали слишком мало взяток, а не слишком много. Во-вторых, к иностранным компаниям могут относиться строже, чем к местным, превращая борьбу с коррупцией в разновидность индустриальной политики. Об этом поговаривают международные структуры, работающие как в Китае, так и в Индии. Третий повод для беспокойства — самый неприятный. В некоторых более бедных странах Азии взятки дополняют неадекватно низкую государственную зарплату и служат смазкой для государственных шестеренок. Как выявила Индия: если отказаться от ведения дел по-старому (со взятками), то не будет никакого бизнеса.
Дэвид Пиллинг

Вернуться в «Индия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость