Фармацевтическая отрасль в социальных сетях: быть или не быть?

Global News
News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Фармацевтическая отрасль в социальных сетях: быть или не быть?

Сообщение News » 22 авг 2014 22:35

Фармацевтическая отрасль в социальных сетях: быть или не быть?

Современные интернет-ресурсы открывают новые возможности для продвижения лекарственных средств, позволяя при этом устанавливать прямые коммуникации с пользователями сети и формировать различные сообщества потребителей. Возможно ли эффективно использовать интернет для продвижения препаратов и получения достоверной информации о них? Каким инструментам (сайты, блоги, форумы, социальные сети, профессиональные соцсети, рассылки) целесообразно отдать предпочтение и как анализировать полученные результаты? Давайте разбираться…
В современном мире высоких технологий многие уже не представляют жизнь без универсальных гаджетов. Ведь они позволяют найти желаемое достаточно легко и быстро.
Способов привлечения посетителей на сайты о здоровье много: Seo-оптимизация, контекстная и медийная реклама, покупка трафика и ссылок, регистрация в каталогах и т.п. Результатом может быть перемещение интернет-ресурса в зону видимости (1-я страница в результатах поисковых систем). Но, несмотря на это, не так просто заполучить клиента — пользователя сети Интернет. Такая ситуация встречается достаточно часто. Так, многие медицинские учреждения сталкиваются с тем, что затраты на рекламу в интернете не дают ожидаемого увеличения количества обращений пациентов.
Согласно отчету компании«IMS Health» «Engaging patients through social media», проведенному в США и включающему анализ преимущественно англоязычных ресурсов в сети Интернет, как правило, пациенты, привлеченные при помощи сети Интернет — это люди, столкнувшиеся с достаточно серьезной проблемой, которые ищут оптимальный вариант для ее решения. Как правило, их платежеспособность выше, чем тех, кто получает информацию из печатных СМИ и телевидения.
ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ — БУДУЩЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ?
За последние годы возросло значение социальных сетей в здравоохранении в целом, как и доверие пациента и врача к возможностям интернет- ресурсов. В настоящее время в развитых странах в сфере обеспечения корректности и доступности информации о здоровье принимают участие официальные и неофициальные медицинские профессиональные организации и группы пациентов. При этом все более актуальной становится деятельность по мониторингу и регулированию интернет-пространства, где пациенты собирают информацию, которая позволяет им формировать собственное мнение.
В свою очередь, для медицинской отрасли становится все более важно быстро реагировать на события, используя интернет-ресурсы. Кроме того, компании чаще используют интернет-ресурсы как инструмент для создания отношений с пациентами. Они переходят от однонаправленной трансляции сообщений к привлечению собеседников через онлайн-дискуссии.
Фармацевтические компании проявили интерес к социальным сетям в течение последних нескольких лет, хотя в меньшей степени, чем таковые в других отраслях промышленности. В сфере здравоохранения существует 3 основных направления использования социальных сетей:
 сбор информации о потребителях;
 предоставление различного рода информации и сообщений для широкой аудитории через социальные медиа-каналы: веб-сайты, новостные порталы и другие средства связи;
 вовлечение людей и организаций здравоохранения в дискуссии, доступные для обозрения пользователей сети Интернет.
Использование социальных медиа-каналов растет, хотя все еще отстает в такой категории населения, как пациенты в возрасте старше 65 лет, которые, как правило, имеют нес-колько хронических заболеваний в анамнезе. Такие больные чаще пользуются консультациями специалистов непосредственно в медицинских учреждениях. Социальные медиа-каналы разнообразны, предоставляют различные формы взаимодействия с пользователем. Рост роли социальных сетей в здравоохранении отчасти объясняется привычкой пациентов обсуждать проблемы со здоровьем с друзьями и близкими.
По данным отчета «Engaging patients through social media» компании «IMS Health», в 2000 г. только около 25% американцев искали информацию о здоровье в сети Интернет, в 2012 г. данный показатель составил уже 72%. В том же году среди европейцев, почерпнувших сведения о здоровье онлайн, было 83% испанцев, 82% итальянцев, 76% немцев, 71% французов и 56% британцев, что отражает глобальный рост интернет-активности среди населения данных стран. В этот период важность традиционных медицинских источников информации, таких как книги, газеты или журналы, доступных для пациентов, либо снизилась, либо осталась на прежнем уровне.
Для того чтобы оценить, как социальные сети повлияли на здравоохранение в последние несколько лет, научно-исследовательским институтом здоровья «Pricewaterhouse Coopers Health Research Institute» был проведен опрос среди американского населения, который показал, что 90% респондентов в возрасте 18–24 лет доверяют информации о здоровье, размещенной в социальных сетях, также они в 2 раза чаще, чем пользователи в возрасте 45–54 лет, используют социальные сети для дискуссий о здоровье. Стоит отметить, что 40% опрошенных сообщили о том, что информация, полученная ими из этих источников, влияет на их отношение к собственному самочувствию, поэтому так важно наличие образовательных контентов с достоверной информацией о здоровье.
Среди показателей, по данным отчета «Engaging patients through social media» компании «IMS Health», которые отражают масштаб влияния онлайн-ресурсов на сферу здравоохранения, можно выделить следующие:
 использование социальных сетей и сайтов выросло с 8% среди взрослого населения США в 2005 г. до 67% — в конце 2012 г. и до 72% — в мае 2013 г.;
 в 2009 г. 70% канадцев использовали интернет для получения информации, связанной со здоровьем, и 92% из них пользовались поисковой системой Google, а не медицинскими порталами, чтобы собрать эту информацию;
 Facebook является 4-м по популярнос¬ти источником информации о состоянии здоровья среди населения Великобритании;
 в США интерес к редким заболеваниям возрос благодаря социальным сетям, связанным со здравоохранением, что пов¬лекло за собой изменение образа жизни людей, внимательное отношение к содержанию медицинской страховки и информации о том, как сохранить здоровье и благополучие.
В связи с ростом количества используемых смартфонов объем получаемой информации о здоровье с помощью мобильного телефона увеличился. Это способствует тому, что каждый может онлайн получить необходимые ему сведения в любое время и в любом месте, либо оставить комментарий о них. По данным компании «IMS Health», более половины владельцев смартфонов просматривали информацию, связанную со здоровьем, на своем телефоне и примерно 1/3 пациентов используют планшеты или мобильные устройства для поиска и/или записи назначений врачей.
ВРАЧИ И ГАДЖЕТЫ
Говоря о продвижении лекарственных средств посредством сети Интернет, необходимо учитывать различия подходов к промотированию рецептурных и безрецептурных препаратов. Относительно материалов о рецептурных препаратах для специалистов, то их, по мнению экспертов компании «IMS Health», целесообразно размещать на веб-сайтах специализированных изданий. В такие тексты рекомендуется включать информацию о названии лекарственного средства, терапевтических свойствах его компонентов, общую характерис¬тику, а также возможные побочные эффекты при применении.
Врачи также активно используют новые гаджеты и возможности сети Интернет. Так, по данным компании «Kantar Media», около 50% врачей с помощью смартфонов ищут сведения о препаратах, около 45% — осуществляют поиск информации о клинических случаях. Также они используют смартфоны для принятия решений о назначении тех или иных методов лечения (33%), чтения свежих новостей в сфере здравоохранения (30%). Стоит отметить, что для просмотра статей на медицинскую тематику специалисты чаще используют планшеты, чем смартфоны.
Эта тенденция, вероятно, сохранится в течении ближайших нескольких лет с дальнейшим повышением уровня проникновения смартфонов и планшетов в повседневную жизнь как пациентов, так и специалистов здравоохранения, в связи с удобством получения свежей информации в сфере здравоохранения, возможностью обмениваться мнениями, получать консультации специалистов и т.д.
По данным отчета «Engaging patients through social media» компании «IMS Health», при принятии решений врачи в 2 раза чаще обращаются к онлайн-ресурсам, чем к печатным материалам. Также они в среднем тратят по 3 ч в неделю для просмотра профессионального видео в интернете, а также посещения таких сайтов, как Medscape и YouTube, которые являются наиболее важными источниками востребованных видеоматериалов.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Социальная сеть представляет собой группу интернет-приложений, которые позволяют создавать и обмениваться пользовательским контентом. Данный термин охватывает сайты, блоги, хостинги и виртуальные сообщества, которые создают интерактивную платформу, позволяющую пользователям создавать, обсуждать и изменять различную информацию. Ключевые каналы социальных сетей, которые были рассмотрены компанией «IMS Health» в отчете «Engaging patients through social media»: Wikipedia, Twitter, Facebook и YouTube — все они имеют ряд особенностей, преимуществ и недостатков, которые необходимо учитывать перед их использованием для получения разного рода информации о здоровье.
Интернет становится все более используемым источником для получения общей и специ-фической информации о здоровье. По данным компании «IMS Health», из 70–75% жителей США, которые ищут информацию, связанную со здравоохранением, в интернете, 42% — отметили, что они использовали социальные сети, чтобы найти решение проблем, связанных со здоровьем, 25% — дискутировали на данную тему и делились собственным опытом, а 20% — присоединились к тематическому сообществу или принимают участие в обсуждении вопросов сферы здравоохранения на различных форумах.
Неудивительно, что большинство лиц, ищущих сведения о здоровье онлайн, по данным компании «IMS Health», начинают свой поиск с помощью поисковых систем: Google, Bing или Yahoo. На основании рейтинга в поисковых системах и статистики просмотра страниц англоязычная Wikipedia является наиболее крупным источником медицинской информации в интернете, по сравнению с другими онлайн-ресурсами, содержащими такую информацию. Однако, по данным отчета «Engaging patients through social media» компании «IMS Health», при опросе пациентов с рассеянным склерозом около 28% респондентов сообщили о том, что им необходимо было приложить много усилий для поиска нужных сведений на веб-страницах ресурса Wikipedia, 40% — обеспокоены их качеством и у 20% — возникли проблемы с пониманием сообщений.
Информация о здоровье, как правило, наиболее часто интересует пациентов в возрасте старше 65 лет, которые часто имеют несколько хронических заболеваний. Однако социальные сети до сих пор чаще используют лица более молодых возрастных групп в отличие от других источников веб-информации и более привычных средств связи, таких как электронная почта. Последние опросы в США, по данным компании «IMS Health», показывают, что только 43% лиц в возрасте старше 65 лет прибегают к помощи социальных сетей для получения сведений о здоровье, по сравнению с 89% молодых людей в возрасте 18–29 лет.
Возраст является одним из немногих отличительных аспектов при использовании социальных сетей, при этом, как правило, нивелируются такие факторы, как пол, уровень образования и дохода. Однако данные различия среди пользователей интернет-ресурсов разных возрастных групп, как ожидается, будут уменьшаться в ближайшие годы.
Информация о здоровье, которую ищут пациенты онлайн, значительно варьирует. Большинство людей, которые ищут информацию о здоровье, стремятся удовлетворить потребности относительно получения тех или иных знаний о препаратах, заболеваниях и т.д. или ищут некоторого сопереживания от других пользователей интернета.
Социальные сети дают хорошую возможность врачам обеспечить поддержку пациентам и ответить на вопросы, которые их интересуют. Более эффективное взаимодействие специалистов здравоохранения и пациентов, в свою очередь, поможет помочь решить ряд проб¬лем и будет способствовать улучшению результатов лечения.
Большинство врачей признают важную роль, которую интернет играет в расширении прав и возможностей пациентов, в том числе принимать обоснованные решения.
КЛЮЧЕВОЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ЗДОРОВЬЕ В США
Пользователи сети Интернет молодого возраста, как правило, изучают методы лечения тех или иных заболеваний онлайн прежде чем начинают терапию, в свою очередь, пациенты в возрасте старше 50 лет, как правило, ищут информацию в интернете уже после ее начала.
По данным компании «IMS Health», Wikipedia является ведущим источником информации для пациентов и работников здравоохранения в США. Стоит отметить, что посещение страниц данного интернет-ресурса чаще связано с поиском сведений о редких заболеваниях, чем о распространенных патологиях. Пациенты прибегают к помощи Wikipedia в течение всего периода лечения, а не только в начале терапии. Корреляция между использованием информации из этого источника и применением лекарственных средств может быть определена для большого количества заболеваний.
После того, как пациентам поставили диаг¬ноз, в качестве отправной точки для онлайн-самообразования они часто прибегают к помощи ресурса Wikipedia. Помимо больных, использующих его как источник информации в области здравоохранения, по данным компании «IMS Health», почти 50% американских врачей, которые посещают сеть интернет для профессиональных целей, ищут здесь необходимую им информации на медицинскую тематику.
Согласно отчету «Engaging patients through social media» компании «IMS Health», в период январь 2013 г. — январь 2014 г. топ-10 наиболее популярных медицинских тем в Wikipedia возглавил туберкулез, информацию по данной проблеме просмотрели 4,2 млн пользователей сети Интернет
Учитывая важность данного ресурса для получения информации о здоровье, необходимо понимать, что процесс ее изменения или редактирования происходит постоянно. Оценка правок, внесенных в статьи на темы: сахарный диабет, рак молочной железы, рассеянный склероз, рак предстательной железы и ревматоидный артрит — показывают, что информация об этих заболеваниях находится в постоянном движении (таблица 3). Содержание или значение сведений в этих статьях были изменены в среднем 16–46 раз в месяц, то есть с момента создания они претерпели почти 17 тыс. серьезных поправок в целом. Последние 100 изменений в текстах об этих 5 заболеваниях произошли в течение последних 5–12 мес.
Таким образом, информация о рассеянном склерозе и раке молочной железы претерпела более 100 правок за последние 5 мес, из которых 78% и 74% соответственно считаются основными изменениями. Это свидетельствует о необходимости пристальной проверки сведений, представленных в данных статьях, редакторами с целью снижения уровня дезинформации пациентов.
Благодаря прилагаемым усилиям по повышению качества информации о здоровье в Wikipedia, например, о рассеянном склерозе и раке молочной железы, сведения, содержащиеся в данных статьях, находятся в процессе постоянного изменения. Для других терапевтических областей, таких как сахарный диабет, акцент делают на незначительных изменениях в дополнительной информации о данном заболевании.
РЕГУЛЯТОРНЫЕ ОРГАНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Регуляторные органы в США принимают все более активное участие в функционировании социальных сетей, создавая руководство по взаимодействию на законных основаниях между представителями фармацевтических и медицинских компаний, персоналом или пациентами через медиа-каналы. В настоящее время явные указания относительно предоставляемой информации на тему здравоохранения на интернет-ресурсах со стороны регулирующих органов, таких как Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарс¬твенными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) и Европейское агентство по лекарственным средствам (European Medicines Agency — EMA) отсутствуют.
По состоянию на август 2014 г. FDA опубликовало 3 проекта относительно предоставляемой информации в сети Интернет с целью сбора отзывов и комментариев: «Guidance for Industry Fulfilling Regulatory Requirements for Postmarketing Submissions of Interactive Promotional Media for Prescription Human and Animal Drugs and Biologics» — руководство по этичной промоции в сети Интернет в целом и в социальных сетях в частности; «Guidance for Industry Internet/Social Media Platforms: Correcting Independent Third-Party Misinformation About Prescription Drugs and Medical Devices» — рекомендации для фармацевтических компаний относительно корректировки недостоверной информации о своих продуктах, предоставляемой независимыми источниками в сети Интернет; «Guidance for Industry Internet/Social Media Platforms with Character Space Limitations— Presenting Risk and Benefit Information for Prescription Drugs and Medical Devices» — рекомендации относительно предоставления информации риск/польза о препаратах и медицинских устройствах в таких социальных медиа-источниках информации, как Twitter, особенностью которых является ограничение количества символов для изложения сведений. Опубликование данных проектов, в свою очередь, знаменует еще один шаг на пути к регулированию нормативно-правовой базы в сфере онлайн-промоции лекарственных средств в США.
Роль регуляторных органов и наличие основных документов, затрагивающих информацию от фармацевтических компаний в сети Интернет в целом и в социальных сетях в частности, отличаются по всему миру. Интернет бросает вызов географическим и языковым границам, делая пациентов ближе друг к другу и позволяя информации распространяться в регионах с различными регуляторными системами. Это, в свою очередь, добавляет проблем как для регуляторных органов, так и для фармацевтических компаний.
P.S.
Различные гаджеты прочно вошли в жизнь современного человека и, несмотря на то, что социальные сети на данный момент оказывают меньшее влияние на сферу здравоохранения, чем на другие отрасли промышленности, темпы внедрения их в данную сферу в последние несколько лет уверенно набирают обороты.
В связи с повышением уровня доступности информации, а также изменениями в способе общения между людьми, для того чтобы в полной мере реализовать свой потенциал, все заинтересованные стороны, в частности регуляторные органы, фармацевтические компании, медицинский персонал и непосредственно сами пациенты могут объединиться и внести свой вклад в корректное предоставление достоверных сведений на медицинскую тематику через различные медиа-каналы.
Светлана Шелепко

News
Сообщения: 2113
Зарегистрирован: 10 июн 2014 20:49

Re: Фармацевтическая отрасль в социальных сетях: быть или не быть?

Сообщение News » 22 авг 2014 22:55

Google вложит 250 млн долларов в борьбу с незаконными онлайн-аптеками
Интернет-компания Google потратит около 250 млн долларов в предстоящие пять лет на борьбу с подпольными онлайн-аптеками, следует из заключения суда. Американский интернет-гигант сделал подобное заявление в рамках урегулирования иска от одного из акционеров Google, который утверждал, что репутации бренда был нанесен ущерб, а сама компания не предприняла достаточных мер для борьбы с незаконным онлайн-фармбизнесом.
Иск против Google был изначально подан еще в 2011 году. Тогда Google уже заплатила 500 млн долларов для урегулирования претензий со стороны американских властей относительно размещения незаконной рекламы канадских онлайн-аптек, торговавших поддельными препаратами.
Сейчас федеральный суд Калифорнии постановил, что Google будет тратить по 50 млн долларов в год на развитие системы качества онлайн-рекламы, ужесточение политики в отношении продавцов подделок, а также повышения общей безопасности онлайн-бизнеса. В Google говорят, что уже учредили специальный комитет, который будет работать над тем, чтобы внутренняя политика безопасности компании соответствовала букве закона.


Вернуться в «Глобальные новости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость